Дезадаптация: что это в психологии, виды, состояние

Дезадаптация в психологии: это что такое, поведение

Дезадаптация: что это в психологии, виды, состояние

От способности создавать и поддерживать социальные связи зависит положение человека в обществе. Усваивая нормы поведения, он постепенно входит в социум и ищет возможности для раскрытия личностного потенциала.

Дезадаптация в психологии — неспособность человека понимать нормы поведения и следовать им. На начальном этапе патологию выявить трудно из-за. Чаще она диагностируется слишком поздно, когда человек уже не способен стать полноправным членом общества.

Важно своевременно обнаруживать симптомы дезадаптационного поведения и устранять их.

Понятие

Психологическое развитие человека — сложный процесс, который включает несколько компонентов. Один из них — способность усваивать социальные нормы поведения и становится частью общества. Если по каким-либо причинам человек не соответствует социуму, это явление называют дезадаптацией.

Это поведенческое расстройство, мешающее понимать принципы взаимодействия людей. Для дезадаптированного человека общество кажется непонятным и враждебным. Он не только не умеет выстраивать отношения, но и боится их, считает ненужными. Такое отношение лишает человека возможности создавать дружеские и партнерские отношения, семью, строить карьеру.

Классификация

В общепринятую психологическую классификацию дезадаптации входят:

  1. Социальная — разрыв связи с обществом. Основной симптом — асоциальное поведение, неприятие правил общества.
  2. Психическая — отклонение, выраженное в неадекватной реакции. Человек не способен контролировать свое поведение и эмоции.
  3. Психосоциальная — невозможность следовать социальным нормам из-за личностных деформаций.

Часто виды дезадаптации неразличимы, поскольку человек демонстрирует целый комплекс симптомов, соответствующих сразу всем видам отклоненассоий. Лечение в этом случае значительно осложняется и требует больше времени.

Уровни развития по степени проявления симптомов

Развитие дезадаптации происходит поэтапно:

  1. Нулевой уровень. Личностной деформации еще нет. Патологические проявления имеют стихийный, неустойчивый характер. При своевременной коррекции индивид может полностью избавиться от отклонения. Если симптомы остаются незамеченными, патология переходит на следующий уровень развития.
  2. Уровень формирования установок. Человек не признает, что у него есть проблемы с адаптацией, и старается самовыражаться через негативные социальные установки. Он ведет себя подчеркнуто независимо, может присоединиться к асоциальной группировке. Такое поведение характерно для подростков.
  3. Уровень систематизации. Человек четко понимает, что нормы общества ему не нравятся, но не пытается повлиять на социум. Вместо этого он сосредотачивается на себе и выражает протест через агрессивное поведение, конфликты, вредные привычки. Если окружающие не реагируют на демонстративный протест, поведение дезадаптированного человека только ухудшается. Подросткам в такой ситуации нужна четкая строгая педагогика, влияние авторитетного взрослого и постоянная работа с психологом. Взрослым может потребоваться помощь психиатра. На этом уровне начинается устойчивая деформация личности.
  4. Уровень аддикции. Не получив помощи, человек, достигший последнего уровня дезадаптации, становится опасным для себя и окружающих. У него может начаться раздвоение личности. В комфортной обстановке человек ведет себя нормально, а в незнакомой — становится агрессивным, подозрительным, впадает в депрессию.

Чтобы успокоить возрастающую тревогу, дезадаптированный индивид может совершать неадекватные поступки. Например, украсть деньги и спрятать их, чтобы переключить внимание окружающих с себя на происшествие. Ему кажется, что за ним постоянно наблюдают. Поэтому часто нападает первым.

Причины развития

Навык приспособления связан с состоянием и развитием психики. Оказать негативное влияние на способность человека реагировать на изменения в окружающей среде и менять сценарий поведения могут:

  1. Психологические патологии. К ним относятся социофобия, повышенная тревожность, депрессия, аутизм и все расстройства, ограничивающие эмоциональное развитие. Чем ниже способность индивида считывать мотивы поведения других людей и их эмоциональные реакции, тем сложнее ему реагировать правильно.
  2. Влияние ближайшего окружения. Родители могут стать причиной абсолютной неспособности ребенка войти в социум. Агрессивное деспотичное поведение взрослых по отношению к ребенку провоцирует развитие у него социопатии. Выросший в подавляющей среде малыш лишен возможности усвоить сценарии нормального поведения. Попадая в общество, ребенок чувствует себя растерянным. Окружающие относятся к социально неадаптированным детям настороженно и даже негативно.
  3. Длительное негативное воздействие. Влияние сложной жизненной ситуации (например, проживание в зоне военных действий или длительное лечение в больнице) снижает когнитивные функции. Человек привыкает жить в условиях ограниченных возможностей. Он частично или полностью утрачивает способность правильно реагировать на нормальные условия социального взаимодействия.

Если на человека влияют сразу несколько причин, его способности к приспособлению снижаются резко и быстро. Он не может находится в социуме, не чувствует себя частью общества. Это подталкивает его к выбору одного из негативных сценариев поведения, по которому можно диагностировать наличие расстройства.

Основные признаки недостаточного развития навыков приспособления

Описание признаков дезадаптивного поведения в психологии разнообразно. Заметить первые проявления у детей могут даже люди, не имеющие специального образования. Родители и воспитатели отмечают, что поведение ребенка отличается от коллективного. Он не участвует в общих играх, не обращает внимания на замечания.

Если взрослый человек психически здоров и понимает важность соблюдения поведенческих норм, социальную неадаптированность можно скрывать. В этом случае косвенные признаки все равно будут проявляться, даже если человек этого не хочет: в неуважении к коллегам, систематических опозданиях, частых больничных. Основные признаки дезадаптации:

  • внезапные вспышки агрессии, после которых сам человек не может объяснить их причину;
  • раздражительность, направленная на окружающих и себя;
  • преобладание негативного мышления над позитивным;
  • поверхностные социальные связи — человек легко разрывает отношения и не заводит новые;
  • нарушение норм поведения, иногда демонстративное, но чаще ненамеренное;
  • попытки изменять окружение под себя;
  • зацикленность на себе и своих переживаниях;
  • уход в иллюзии, погружение в грезы об идеальном мире;
  • негативное эмоциональное состояние, нервозность, паника, тревожность, депрессия.

Вегетативные проявления — учащенное сердцебиение, усиленное потоотделение, тремор конечностей, головные боли.

В худшем случае дезадаптивное расстройство приводит к острой социофобии. Индивид полностью теряет способность сосуществовать с другими людьми, становится затворником. В критической ситуации может предпринять попытку суицида.

Диагностические мероприятия

Скрытые признаки дезадаптации выявляются при беседе и проведении диагностических тестов:

  1. Цветового теста Люшера. По порядку и выбору цвета можно определить основные ценности и страхи. Он выявляет степень отклонения и направленность личности.
  2. Опросника Лири. По результатам этого теста можно определить разницу между реальной личностью и придуманным образом. Чем сильнее развита патология, тем больше будет разрыв между реальностью и фантазией.
  3. Факторного опросника. Выявляет склонность личности к неприятию норм поведения.

Тесты выявляют наличие дезадаптации, но не могут определить причину. Для этого терапевту необходимо собирать анамнез со слов самого пациента, с помощью наблюдений, бесед, чтения дневников.

Методы устранения

Для решения проблем с адаптацией используют 3 подхода:

  1. Медицинский — дезадаптация развивается на основе нервно-психических нарушений. Лечить ее необходимо медикаментозно.
  2. Социально-психологический — причина дезадаптации кроется в невозможности индивида принять правила общества. Помочь человеку может психотерапия.
  3. Онтогенетический — рассматривает дезадаптацию как механизм, который запускается в кризисный момент жизни человека. Индивид может справиться с ним самостоятельно, когда вернется в благоприятную среду.

Определять, какой способ подойдет в конкретном случае, лучше с помощью психотерапевта и психиатра. Совместная работа специалистов гарантирует правильную постановку диагноза и выбор типа лечения.

Методы профилактики

Способы коррекции:

  • консультации пациента;
  • беседы с окружением;
  • устранение провоцирующих факторов;
  • обыгрывание ролевых ситуаций;
  • организация мероприятий для отработки коммуникативных навыков.

Лучший способ коррекции дезадаптивного расстройства — тренинг. Он бывает групповым и индивидуальным. На тренинге пациенты отрабатывают навыки продуктивного общения, избавляются от социофобии. задача подобных тренингов — показать человеку, что его страхи не обоснованы. Он может реализовать свои потребности и не пренебрегать правилами поведения в обществе.

Чтобы профилактика дала необходимый эффект, начинать ее нужно в детском возрасте. Ребенка нужно приучать к правилам поведения в обществе, объяснять необходимость подчинения требованиям. Это поможет ребенку быстрее усвоить нормы, сделает процесс вхождения в общество менее травматичным. Для взрослых в качестве профилактики подойдут специальные тренинги.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/dezadaptatsiya.html

Психологическая дезадаптация. Как с ней бороться?

Дезадаптация: что это в психологии, виды, состояние

Сегодня, сталкиваясь с трудностями, человек часто замыкается в себе, предпочитая придуманный мир реальному.

Что такое психологическая дезадаптация

Так психологам приходится сталкиваться с термином «психологическая дезадаптация». Этот термин означает снижение или утрата способности приспосабливаться к окружающей среде.

При развитии психологической дезадаптации поведение человека перестает соответствовать ситуациям жизнедеятельности.

Особенность этого состояния в том, что его проявление может быть ситуативным или зависимым от определенных обстоятельств. К примеру, на работе в коллективе человек чувствует себя дискомфортно.

Но дома с его психоэмоциональным фоном все в порядке. Либо ему хорошо только там, где нет людей

Психологическая дезадаптация встречается не только у взрослых. Так же часто она наблюдается у подростков и детей. Обилие гаджетов побуждает ребенка уходить от общения в тот момент, когда ему необходимо решать какие-либо вопросы. Для детского сознания это может быть опасно тем, что асоциальное поведение закрепляется достаточно быстро.

Опасность нарушения

Поскольку у многих людей поведение меняется в зависимости от окружения и ситуации, вычислить социальную дезадаптацию довольно не просто. К тому же проявляется она не сразу. Развиваясь постепенно, нарушение может дать о себе знать внезапно, когда, к примеру, человек оказывается в сложной ситуации и выясняется, что он к ней не приспособлен.

Утрата способности подстраиваться под обстоятельства часто не рассматривается индивидом, как серьезная.

Но опасность психологической дезадаптации в том, что чем дольше она развивается, не подвергаясь коррекции, тем сложнее будет искоренить проблему. Как известно, исправить привычки в поведении очень сложно.

А когда их причиной становятся закрепленные годами психофизические состояния – это может оказаться невозможным.

Виды психологической дезадаптации

Дезадаптация проявляется у человека прежде всего в общении с другими людьми. Он перестает проявлять эмпатию, становится равнодушным к окружающему миру. Выделяют следующие виды данного нарушения.

Социальная дезадаптация

Эта форма выражается в нарушении установления связей с обществом. Ей свойственно асоциальное поведение, невозможность индивида проявлять адекватную реакцию на какое-либо происшествие.

Подобный вид нарушения часто проявляется у школьников. Родители могут заметить излишнюю депрессивность малыша тревожность, плаксивость. Может возникнуть нервный тик у ребенка.

На эти признаки обязательно нужно обратить внимание.

Патогенная дезадаптация

Связана с изменениями в психике. Также она встречается, когда у человека имеются нервные или психические заболевания, разного рода отклонения. При коррекции состояния в этом случае целесообразно работать с заболеванием, явившимся причиной дезадаптации.

Психосоциальная дезадаптация

Проблемы с возможностью приспособиться к той или иной ситуации в этом случае связаны с индивидуальными социальными особенностями личности.

Например, при переходе из детского сада в школу ребенок может стать более замкнутым. Часто этот вид нарушения является временным. Однако родителям нужно быть внимательным.

Затянувшееся отчуждение от общества может содействовать изменениям в психике ребенка, и дезадаптация перейдет в патогенную форму.

Между социальной и психосоциальной дезадаптацией существует тонкая грань. Вид нарушения определяется исходя из особенностей проявления.

Дезадаптация делится также на частичную и полную:

  1. При частичной человек только начинает выпадать из общественной жизни. Например, он может не интересоваться окружающим миром из-за болезни, или ограничить общение. Часто это временное явление.
  2. При полной дезадаптации происходят глубинные личностные изменения. Человек теряет веру в себя и людей, замыкается, утрачивает вкус к жизни. Это очень опасная форма, часто проявляющаяся у людей с какой-либо пагубной зависимостью.

Особенности психологической дезадаптации

Сложно ли распознать дезадаптацию у себя, близкого человека или ребенка?

Человеку, не стремящемуся к взаимодействиям с людьми, сложно существовать в реальном мире. Он живет больше в иллюзорной, придуманной им реальности. Для нарушения характерны следующие признаки:

  1. При дезадаптации человек излишне раздражителен. Ему трудно встать на сторону другого, понять его. Нужно отметить, что он зачастую не понимает и самого себя.
  2. Агрессия – частый признак психологической дезадаптации. Вследствие утраты навыка гармоничного общения, мышление человека становится более негативным. Он стремится получать желаемое с помощью манипуляций, но не через непосредственное взаимодействие с людьми.
  3. Уход в себя. В связи с тем, что завязывать новые знакомства становится все труднее, личность замыкается в себя, замещая фантазиями реальные эмоции и чувства. Закрытость – также способ индивида защититься от воздействий общества. Ему важно, чтобы никто и ничто не изменило его настроение и намерений.
  4. Сосредоточенность на себе. Не желая общаться с другими людьми, личность полностью погружается в собственные переживания. Несмотря на такую отстраненность, в глубине души человек очень переживает, что не нужен обществу и чувствует опустошенность. Но, к сожалению, осознать проблему и начать действовать бывает очень сложно.
  5. Нежелание подстраиваться под требования общества. Человеку кажется, что реальность должна соответствовать удобному для него положению вещей. Если же это не так , лучший путь – оградиться от всевозможных рисков. Но в итоге это только усугубляет ситуацию.
  6. Индивид становится социофобом. Эта черта характеризует любой вид дезадаптации. Из-за того, что человеку не хочется выстраивать социальные связи, вскоре он может остаться совсем один. Другие в ответ люди также не станут интересоваться его состоянием.

Причины дезадаптации

Как и любые расстройства, дезадаптация любого вида имеет свои причины. Самые часто встречающиеся из них приведены далее.

Педагогическая запущенность

Эта причина асоциального поведения у детей. Суть проблемы в том, что с детьми мало занимаются, в итоге они чувствуют себя ненужными. Когда такой ребенок взрослеет, он замыкается в себе больше, а впустить кого-то в свой внутренний мир становится труднее. Часто человеку, который так себя чувствовал в детстве, очень трудно найти свое место в жизни.

Отсутствие взаимопонимания в семье

Ребенок очень тонко чувствует атмосферу семьи. Когда все неблагополучно, между родителями отсутствует доверие, школьник или подросток начинает замыкаться. Со временем проблема также усугубляется.м

Смена привычного образа жизни

Эта причина относится к внешним. Иногда человек из-за болезни, увольнения, какого-либо стресса теряет привычный круг общения. Дезадаптация начинается спустя некоторое время после происшествия. А началом служит элементарное нежелание лишний раз выходить из дому или общаться с людьми. Вследствие человек столкнется с трудностями вступления в социум в дальнейшем.

Конфликт с окружением

Когда человек находится в конфронтации с миром, считая, что все кругом не правы, взаимодействовать с людьми ему становится крайне не просто. Как следствие, он замыкается в себе.

Неправильное отношение к миру, основанное на ложных убеждениях, не позволяет человеку выстроить комфортные доверительные отношения в социуме. Он становится беспомощным, подозрительным.

  • внутренние конфликты. Не сумев понять себя, разрешить внутренние противоречия, личность часто закрывается от мира. Ведь очень сложно гармонично взаимодействовать с людьми, когда нет согласия с самим собой;
  • чрезмерное пребывание в сети интернет.

Интернет-пространство делает возможным получать эмоции от общения, не сталкиваясь с человеком в реальности. В небольшом количестве такое общение не приносит вреда. Но когда при каких-либо проблемах люди все больше уходят в интернет, это становится причиной развития асоциального поведения.

Коррекция

Чтобы победить социальную дезадаптацию и начать жить нормальной жизнью, наполненную позитивным общением с окружающими, нужно проработать внутренние страхи. Здесь поможет работа с психологом. Специалист поможет человеку осознать, что его тревожит. Так основными методами борьбы с нарушением становятся:

  • работа с психологом и психотерапевтом;
  • социальные контакты.

Выходить в общество и делать то, что боишься – действенный способ преодолеть страх людей. Легче это осуществить, если искать позитив. Можно, к примеру, записаться на интересный тренинг, найти хобби, работа в коллективе поможет найти друзей и поддержку.

Конечно, выработка оптимистичного мышления требует усилий. Но искреннее желание человека жить полноценной социальной жизнью, поможет сформировать новые коммуникативные навыки.

Профилактика нарушения

Психологическая дезадаптация – сложная проблема, требующая серьезного отношения. Однако профилактика нарушения довольно проста. Чтобы общение было гармоничным, комфортным и доверительным, нужно прилагать определенные усилия. А для этого придется взаимодействовать с людьми. Полезно наполнять себя радостными эмоциями, не допускать упаднических настроений.

Общение – это труд, жизнь в обществе требует терпения и навыков. Иногда в процессе взаимодействия с людьми приходится переживать неприятные эмоции, что может быть дискомфортно. Но уход в себя – это не решение проблемы.

Закрываясь от мира, человек лишь усложняет себе жизнь, не замечая этого. Однако выбор доверительного отношения к жизни, настрой на позитив позволит легче смотреть в глаза трудностям. А это путь счастливой личности, живущей полноценной жизнью.

Источник: https://psixologiya.org/psixoterapiya/praktika/2433-psixologicheskaya-dezadaptaciya-kak-s-nej-borotsya.html

Причины и симптомы состояния дезадаптации

Дезадаптация: что это в психологии, виды, состояние

Для того, чтобы стать полноценным, признанным членом общества, человек должен усвоить его правила и нормы и соответствовать им.

Но иногда социальное окружение резко меняется — при смене работы, учебы или места жительства — и требуется за короткое время адаптироваться к нему.

А что делать, если возникают проблемы адаптации? Дезадаптация — что это такое и как с ней можно бороться?

О социальных нормах и их нарушении: десоциализации и ресоциализации, читайте здесь.

Основные определения

Дезадаптация в психологии — это несоответствие психофизиологического состояния человека новым, изменившимся условиям жизни.

Дезадаптированность — неспособность человека проявить типичное для какой-либо среды общения поведение, несоответствие ее психофизиологическим нормам, отклонения в поведении, эмоциональном и физиологическом состоянии.

Понятие расстройства адаптации

При изменении привычных условий жизни, устоявшихся норм, социального окружения человек подвергается стрессу. В максимально короткое время он должен приспособиться к изменениям, сохраняя при этом возможность своей продуктивной деятельности.

В такие моменты включаются адаптационные механизмы, которые позволяют принять человеку новые ценности, наладить социальные контакты, обрести психологический и физиологический комфорт.

Однако далеко не всегда человек способен безболезненно это сделать, и при значительном стрессе может наступить срыв адаптационных возможностей — резкое снижение психофизиологического потенциала человека и в дальнейшем неспособность выполнять требуемые задачи.

Что значит: не адаптирован, неприспособленный к жизни?

Практически на всех этапах жизни человек должен быть интегрирован в социальную среду, в которой пребывает, иметь единомышленников, строить и закреплять личные или профессиональные связи, добиваться признания и авторитета.

Бывает, что человек неспособен влиться в новый коллектив — причиной этому может быть и сниженная адаптация, как индивидуальная особенность человека, и сложность возникшей ситуации.

При всем этом он должен выполнять поставленные перед ним задачи — свои профессиональные обязанности, успевать в обучении, однако в связи с проблемами в адаптации оказывается неспособен качественно это сделать.

Например, руководитель может не добиться авторитета в возглавляемом им коллективе, школьник — не найти общий язык с одноклассниками, военнослужащий — не выдержать жесткой дисциплины и физических нагрузок на организм. В таком случае говорят, что человек не адаптирован, не приспособлен к жизни.

Дезадаптивное поведение — что это значит?

При возникновении ситуаций, в которых адаптация человека по той или иной причине невозможна, у него проявляется дезадаптивное поведение.

В этом случае он отказывается от реакций, которые помогли бы ему приспособиться к новым условиям — это может быть неприятие ценностей в новом коллективе, нежелание подчиниться внешним обстоятельствам, имеющим значение для остальных.

При этом проявление дезадаптивного поведения еще не означает, что человек выбрал для себя автономную позицию.

Он может испытывать внутренний конфликт, сомнения, колебания, однако не способен решить дилемму — подчиниться общим правилам или же вступить в конфликтную ситуацию, которая неизвестно чем может быть закончена.

Психологические защитные механизмы, которые включаются при этом, позволяют отложить это решение на потом, однако гораздо тяжелее исключить негативное влияние на личность данного деструктивного внутреннего противоречия, не нашедшего своевременного разрешения.

Виды дезадаптации

Виды:

  1. Психическая. Данный вид дезадаптации возникает во время полового созревания человека, когда возможны значительные колебания в эмоциональной сфере, крайние проявления различных, в том числе и негативных, сторон характера.

    В это время подросток остро воспринимают любую критику, враждебно относятся к требованиям, которые предъявляет им школьные учителя, члены семьи и сверстники.

    Ответная реакция может носить как откровенно конфликтный характер, так и скрытый, который, хотя и не проявляется внешне, однако ведет к тяжелым переживаниям и может толкать подростка на совершение им необдуманных поступков.

  2. Социальная. В этом случае человек игнорирует общепринятые нормы поведения, при этом демонстративно их нарушая, уклоняется от полезной деятельности, злоупотребляет алкоголем или имеет пристрастие к наркотикам. Причина данного поведения может крыться в недостаточном внимании в детстве со стороны родителей, неправильном воспитании, отсутствии акцента на моральных принципах со стороны значимых для человека людей. В итоге социальная дезадаптация может выразиться в преступлении человеком норм закона со всеми вытекающими последствиями.
  3. Патогенная. Данный вид дезадаптации возникает при нарушениях в психофизиологическом развитии личности — врожденным, вызванным в результате травм головного мозга и т. п. К ним относятся нервно-психические заболевания, фобии, энурез и другие.
  4. Психологическая. Психологическая дезадаптация проявляется при нарушении самооценки личностью — она слишком завышена или занижена, а также при несовпадении ценностей с социальным окружением.

Психические состояния

Психические состояния представляют собой проявления эмоций и настроения, воли, внимания и воображения — эйфория, угнетенность, сомнения, решительность, мечты, растерянность, сосредоточенность.

При дезадаптивных психических состояниях у человека отсутствует или значительно снижен контроль над данными проявлениями.

Симптомы и признаки

При нарушении адаптации характерны следующие признаки, которые могут включать в себя и психические и соматические отклонения:

  • раздражительность. Человека раздражают нейтральные внешние факторы;
  • агрессия. Вспышки гнева вызывают даже малейшие разногласия;
  • замкнутость. Это психологический защитный механизм, позволяющий сохранить требуемый эмоциональный фон, настроение. Однако при этом снижается интенсивность общения, что создает проблемы с социализацией;
  • отвержение общественных норм. Категорическое неприятие норм и правил, устоявшихся в определенных общественных кругах;
  • невозможность сосредоточиться над определенными задачами;
  • состояние беспокойства и тревожности без видимого повода;
  • нарушения сна;
  • быстрая утомляемость;
  • расстройство аппетита в ту или иную сторону;
  • боль в груди и затрудненное дыхание.

Причины

Характерные причины дезадаптационного синдрома сходны в определенных ситуациях. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Хотя расстройства адаптации могут наблюдаться у школьников на протяжении всего периода обучения, наиболее ярко они выражены у первоклассников.

Причины дезадаптации первоклассников следующие:

  1. Недостаточная подготовка к обучению в школе. Это может выражаться в отсутствии необходимой базы знаний, неудовлетворительном развитии психомоторных навыков. В результате первоклассник не успевает или не может справиться с поставленными заданиями.
  2. Недостаточный контроль за собственным поведением. В этом случае ребенок не может высидеть весь урок, сосредоточиться на выполнении поставленной задачи.
  3. Невозможность создания социальных связей с одноклассниками и учителем — то есть социальная дезадаптация.

Дезадаптация при службе в армии. Нежелание служить, а также недостаточная мотивация достигать успехов, сложности при прохождении срочной службы у военнослужащих могут возникать при дезадаптации, причины которой могут быть следующими:

  1. Недостаточная информированность и отсутствие представления о ценности службы в армии.
  2. Полная смена рода деятельности при малом количестве свободного времени.
  3. Недостаточная физическая подготовка.
  4. Вредные привычки — пристрастие к алкоголю, табачным изделиям или наркотикам.
  5. Социальная дезадаптация в новом окружении.

Профессиональная дезадаптация. При профессиональной дезадаптации человек не способен качественно выполнить свои непосредственные обязанности. Возникает она по следующим причинам:

  1. Социальная дезадаптация в новом коллективе.
  2. Недостаточный объем знаний или навыков, требуемых для выполнения профессиональных задач.
  3. Отсутствие мотивации и интереса к профессиональной деятельности.

Причины дезадаптации могут быть разными в зависимости от ситуации и конкретной профессиональной деятельности — дезадаптация в педагогике, например, может быть вызвана интенсивным общением с большим количеством людей на фоне значительных психологических перегрузок — в каждом определенном случае данные причины могут меняться.

Однако существуют и общие причины — например, социальная дезадаптация, сложности с построением социальных связей, личные проблемы — развод, потеря близкого человека — все это может влиять на способность к адаптации.

Диагноз

В каких случаях ставится диагноз расстройство адаптации?

Диагностировать дезадаптацию у человека можно в том случае, когда он перестает воспринимать и адекватно реагировать на значимые события, происходящие в окружающем его мире.

При этом человек остается в его собственной, придуманной реальности со своими ценностями. В дальнейшем это приводит к утрате возможности полноценного общения с людьми и личностного роста.

Лечение

Расстройства адаптации могут лечиться как психотерапевтическими методами, так и медикаментозно.

При психотерапии определяется ряд факторов, вызвавших дезадаптацию у личности.

Врач интерпретирует психотравмирующую ситуацию, чтобы в дальнейшем помочь человеку справиться со стрессом, провоцируемым данными явлениями.

При необходимости назначаются медикаменты, позволяющие устранить воздействия стресса — антидепрессанты, ноотропные препараты, транквилизаторы или нормотимики.

Профилактика

Наиболее необходимой является профилактика дезадаптации для первоклассников, так как дети еще не могут отдавать отчет собственным действиям.

Для этого педагогами проводятся следующие профилактические меры:

  1. Психологическое сопровождение учащихся. При этом педагог должен знать особенности ребенка, его личностные качества, оценку его индивидуальным способностям.
  2. Создание благоприятных условий для личностного роста учащихся.
  3. Своевременное выявление и диагностирование рисков и нарушений при адаптации первоклассников, оказание психологической помощи при обнаруженных проблемах с адаптацией.
  4. Создание условий обучения, принимающих во внимание дезадаптированных учащихся.

Несмотря на то, что взрослый человек, как правило, осознает необходимость адаптации в профессиональном коллективе, руководитель также должен проявлять особое внимание к психологической атмосфере в отношениях между работниками:

  1. Исключать конфликтные моменты среди работников правильной организацией труда.
  2. Поощрять дружественную атмосферу в коллективе.
  3. Контролировать проявление уважения к молодым работникам.
  4. Организовывать мероприятия вне рабочего времени, направленные на достижение коллективом единства.

Адаптационные способности каждой отдельной личности индивидуальны, к тому же на способность приспосабливаться к новым условиям влияет множество различных факторов.

Важно своевременно обнаружить проблемы при адаптации, чтобы самостоятельно или при помощи квалифицированного специалиста сохранить необходимый уровень трудоспособности, успехи в обучении и не допустить тяжелых последствий стресса.

Первичные признаки психофизиологической дезадаптации:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/stressy-depressii/sostoyanie-dezadaptatsii.html

Дезадаптация: что это в психологии, виды, состояние – Твоя психика

Дезадаптация: что это в психологии, виды, состояние

Для того, чтобы стать полноценным, признанным членом общества, человек должен усвоить его правила и нормы и соответствовать им.

Но иногда социальное окружение резко меняется — при смене работы, учебы или места жительства — и требуется за короткое время адаптироваться к нему.

А что делать, если возникают проблемы адаптации? Дезадаптация — что это такое и как с ней можно бороться?

О социальных нормах и их нарушении: десоциализации и ресоциализации, читайте здесь.

Дезадаптация — это… Социальная дезадаптация. Проблемы дезадаптации :

Проблема дезадаптации состоит в том, что невозможность приспособления к новой ситуации не только ухудшает социальное и психическое развитие человека, но и приводит к рекурсивной патологии. Это значит, что дезадаптированная личность при игнорировании данного психического состояния будет не способна проявить активность в любом обществе в будущем.

Терминология

Дезадаптация – это психическое состояние человека (чаще – ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления.

Выделяют три вида:

  • Патогенная дезадаптация – это состояние, возникающее в результате нарушения работы психики человека, при нервно-психических заболеваниях и отклонениях. Такая дезадаптация лечится в зависимости от возможности излечения болезни-причины.
  • Психосоциальная дезадаптация – это невозможность приспособиться к новой обстановке вследствие индивидуальных социальных особенностей, половозрастных изменений, становления личности. Этот вид дезадаптации обычно временный, однако в отдельных случаях проблема может ухудшиться, и тогда психосоциальная дезадаптация перерастет в патогенную.
  • Социальная дезадаптация — это явление, характеризующееся асоциальным поведением и нарушением процесса социализации. К ней также относится учебная дезадаптация. Границы между социальной и психосоциальной дезадаптацией весьма размыты и заключаются в особенности проявления каждой из них.

Дезадаптация школьников как вид социальной неприспособленности к обстановке

Останавливаясь на социальной дезадаптации, стоит упомянуть, что особенно остро эта проблема проявляется в ранние школьные годы. В связи с этим появляется еще один термин, такой как «школьная дезадаптация». Это ситуация, при которой ребенок по разным причинам становится неспособен как к построению отношений «личность-социум», так и к учебе в принципе.

Источник: https://xn--80aannaibbcdegqefr1b0t.xn--p1ai/terapevticheskie-mery/dezadaptatsiya-chto-eto-v-psihologii-vidy-sostoyanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.