Развитие ребенка в год и 4 месяца: как заниматься с малышом в этом возрасте

Как развивать ребенка в 1 год и 4 месяца: что интересно малышу в год и 4 ?

Развитие ребенка в год и 4 месяца: как заниматься с малышом в этом возрасте

Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша

  • Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
  • Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
  • Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
  • Зубы. По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки.

Считается, что клыки прорезываются наиболее тяжело, поэтому запаситесь успокаивающими гелями, прорезывателями и крепкими нервами.

Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца

Дети этого возраста полны энергии и жизнерадостности. Очень важно ребенку, кроме возможности попрыгать и побегать, удовлетворить эмоциональное любопытство и сенсорную жажду. Пусть малыш изучает окружающий мир, используя все органы чувств, и трогает, изучает предметы на вкус и ощупь.

Что умеют дети к этому возрасту

  1. Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.

    Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут!

  2. Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.
    Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу.
  3. Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами. Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.
    Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.»
  4. Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
  5. Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов, знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
  6. Совершают с игрушками определенные действия, играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.

В 1 год и 4 месяца рекомендуют начать процесс приучения к горшку. Не упустите нужный момент, иначе ребенок привыкнет не реагировать на желание сходить в туалет. И тогда отучать его от подгузников будет гораздо сложнее.

Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.

В остальном всё, как обычно:

  • утреннее умывание;
  • чистка зубов;
  • вечерние водные процедуры.

Рекомендуется в течение дня также выполнять гимнастику и закаливающие процедуры. При этом:

  • дневной сон — 2-3 часа;
  • обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.

Очень важно соблюдать режим дня.  Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.

Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.

Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира  стоит сохранить  для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.

Примерный размер порций на каждый прием пищи

 ЗавтракОбедПолдникУжин
Каша — 150 грЧай с молоком или молоко — 150 млХлеб с маслом -40 гр/5 грСалат овощной — 10грСуп — 100 млГарнир (крупяной, овощной, вермишель) — 80 грОсновное блюдо мясное (рыба, печень, курица) — 50 грКомпот (фруктовый сок, морс) — 100 млТворог — 50 грФрукты — 100грЧай с печеньем — 150 гр/ 10 грКаша или овощное пюре — 150 грЧай с молоком — 150 мл

Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.

Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю

Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.

Важно менять меню малыша, чтобы   блюда не повторялись больше двух раз в неделю.

Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша

В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.

  • Словарный запас у ребенка в 1 год 4 месяца сильно колеблется. У одного это может быть всего 10 слов, у другого же более 50-ти.
  • Стимулируйте развитие речи у крохи чтением вслух стихов, поскольку рифмованные строчки воспринимаются легче.
  • Выбирайте для чтения яркие иллюстрированные книги. Они помогают усваивать информацию не только на слух, но и визуально.
  • Во время чтения поощряйте попытки малыша произнести какое-либо слово, при этом указывайте на изображение, к которому это слово относится.

На этом этапе значительно расширяется спектр эмоций:

  • малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
  • пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
  • реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.

Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:

  • удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
  • легко переключают внимание с одного на другой предмет.

Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут,  любят сидеть на руках или обниматься.

Чем занять малыша в 1 год и 4 месяца: развивающие занятия и игры для ребенка

Игры малыша в этом возрасте носят подражательный характер — они очень любят повторять за родителями все, что те делают. Поэтому запаситесь игрушечной посудой, веником, утюгом и другими подобными игрушками, которые помогут ребенку почувствовать себя взрослым.

Правильно подобранные развивающие игры сделают досуг ребенка насыщенным и интересным.

  1. С большим удовольствием детки сейчас занимаются играми, развивающими мелкую моторику, а значит, и речевые центры. Например, разнообразные мозаики с крупными и яркими элементами. Также пользуются популярностью разнообразные шнуровки и яркие конструкторы с цепляющимися детальками.
  2. Самая простая, доступная и увлекательная игра — нанизывание бусин или пуговиц на леску или безопасную проволоку.
  3. Отличными игрушками будут пирамидки и стаканчики разной величины и цветов, вставляющиеся друг в друга.
  4. В этом возрасте можно уже обращать внимание малыша на более сложные развивающие игры: простые лабиринты, фигурки с вкладышами, игры связанные с перекладыванием или пересыпанием всевозможных предметов.

Девочки и мальчики этого возраста отдают предпочтение разным игрушкам и играм.

  • Мальчики предпочитают более активные, с мячом и машинками, но при этом меньше времени проводят, сосредоточившись на каком-либо занятии.
  • Девочки же любят больше заниматься мелкими предметами и сюжетные игры: убирают дом, кормят кукол, лечат зверей.

На этом этапе можно начинать играть в развивающие игры на изучение окружающего мира: цвета, формы, свойства предметов: большой — маленький, мягкий — твердый, гладкий — шершавый и т. п.

В этом возрасте дети не осознают необходимости делиться игрушками и не желают ждать даже минуту. Психологи советуют в таких случаях переключать внимание малыша на другой предмет или занять его простой игрой, например, развлечь его пальчиковыми играми.

Только не переусердствуйте  с развивающими играми, чтоб ребенок не утратил познавательный интерес.

Поделитесь с друзьями:

Источник: https://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/kak-razvivat-rebenka-v-1-god-i-4-mesyaca-chto-interesno-malyshu.html

Развитие ребенка в 1 год 4 месяца

Развитие ребенка в год и 4 месяца: как заниматься с малышом в этом возрасте

Из этой статьи Вы узнаете многое о развитии ребенка в16 месяцев, физических показателях, играх и игрушках для этого возраста.

Физическое развитие ребенка в 1 год 4 месяца

В этом возрасте маленький человек активно стремиться к самостоятельности, но еще не может самостоятельно оценить все риски и опасности. Не ограничивайте карапуза в стремлении к познанию, просто сделайте этот процесс максимально безопасным.

Вам, родителям, следует набраться терпения и успевать вовремя реагировать на все поползновения и исследования крошки.

Помните!

Специалисты предупреждают, что развитие ребенка в 1 год 4 месяца наиболее переменчиво и травмоопасно

 Интересно, что вес и рост ребенка в 1 год 4 месяца немного меняется:

Теперь по росту выходят вперед девочки – около 80 см и больше, мальчики чуть ниже – 78 см.

 Зато вес мальчиков в среднем 11.4 кг, а девочек – 10.5 кг.

Головка в окружности – 45.5-48.7 см.

В это время могут начать прорезываться верхние клыки и появляться первые коренные зубки.

Помните!

Педиатры считают 16 месяцев – идеальным возрастом для настойчивого знакомства с горшком

Это статистические данные, но не стоит рассчитывать на моментальный успех.

К этому возрасту Ваш малютка уже умеет:

  • Вставать, ходить, садиться, поворачиваться в любую сторону. Поднимается и опускается по лестнице, влезает на мебель и слезает с нее. Хотя координация движений еще не четкая, отсюда и опасность травм
  • Пьет из чашечки, ест ложечкой
  • Выполняет несложные просьбы и может повторить действия взрослого на зарядке: «Подними ручки», «Ручки в стороны» и т. д.
  • Открыто демонстрирует свои соответствующие случаю и поводу эмоции
  • Знает и повторяет около 10 слов
  • Играет в простейшие сюжетные игры

Все основные режимные моменты по прежнему остаются неизменными.

Подросшего карапуза купайте ежедневно, а утром – умывайте, чистите ему зубики (пусть он в этот момент держит в ручках еще одну щеточку и повторяет Ваши действия), занимайтесь зарядкой и массажем.

 Многие мамы отмечают, что детишки, приученные к определенному распорядку, более спокойны и сосредоточенны. Постоянно поддерживайте режим дня. Для этого не забывайте всячески укладывать малыша спать днем и несколько раз за день гуляйте.

По словам большинства мам, в 16 месяцев детишки уже имеют собственные гастрономические предпочтения и начинают отказываться от нелюбимых блюд.

Учитывать пожелания крошки, конечно, стоит, но полностью отказываться от продуктов, которых малютка не ест, не нужно.

Например, некоторые детки не любят яйца, но тертое яичко можно добавить в овощное пюре. Предлагайте малышу альтернативу.

Если крошка не хочет творог – попробуйте сделать из него запеканку или сырнички со сметанным соусом. Малышу это блюдо может понравиться.

Или предложите обычные ленивые вареники. Бывает ребёнку нравится крупейник из гречневой крупы с творогом.

Пробуйте новые блюда! И тогда Вы обязательно найдёте «любимое» блюдо для своего малыша.

Речь карапуза принимает осмысленную форму. Он уже умеет подбирать слова к сложившейся ситуации.

Жизнь Вашего малыша сейчас получила яркую эмоциональную окраску.

Все детишки в этом возрасте не сдерживают своих эмоций, если у них что- то получается они открыто, ярко и бурно радуются, выражая этим свои чувства.

По лицу ребёнка в 1 год и 4 месяца Вы уже можете понять соглашается он с Вами или нет.

Малыш уже может выразить это пользуясь мимикой.

Специалистами установлено, что в этом возрасте дети, находясь в компании сверстников, могут плакать или смеяться с ними «за компанию».

Совет!

К счастью для мам, внимание деток в 16 месяцев довольно легко переключается с предмета на предмет

Карапуза легко можно отвлечь от опасного занятия, предложив ему новую игру.

Более заметными становятся и различия между полами деток: мальчики более упрямы и независимы, девочки – ласковы и эмоциональны.

Развивающие игры и игрушки для ребенка 1 год 4 месяца

Ведущие педагоги считают, что игрушки для ребенка 1 год 4 месяца должны максимально напоминать предметы домашнего обихода и прочие «взрослые» вещи. Детишки постоянно копируют все Ваши действия. Не удивляйтесь теперь Вашему маленькому «домашнему мастеру» будет крайне необходим свой набор инструментов, телефон, или даже руль, если крошка видел, как папа или мама водят машину.

Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца начинает все больше отличаться в зависимости от пола крошки.

Девочки предпочитают мелкие предметы и сюжетные игры, а мальчики быстрее увлекутся активными играми и не любят сосредотачиваться на одном занятии.

Совет!

Закрепляйте и расширяйте познания карапуза о мире: учите его цветам, формам, свойствам различных предметов

Находясь в компании детишек, приготовьтесь к тому, что Ваш малыш может отобрать у другого ребенка понравившуюся игрушку. Это нормальный процесс, ведь делиться и ждать своей очереди в игре детки пока не умеют.

 Переключите внимание маленького обидчика, предложив ему взамен другую игрушку или увлекательное новое действие.

Помните!

Специалисты говорят, что главное – не перегружать карапуза развивающими играми

Вы должны помогать крошке самостоятельно узнавать больше о нашем мире.

Свободное время вполне можно занять следующими играми и занятиями (в дополнение к тем, что крошка уже знает):

  • Пришло время для ярких шнуровок, крупных конструкторов и мозаик
  • Карапузы обожают нанизывать на шнурок или безопасную проволоку крупные деревянные бусины (под Вашим контролем)
  • Приобретите пирамидку в виде матрешки: вставленные один в другой стаканчики разного цвета
  • Отличной находкой станут пальчиковые лабиринты, рамки-вкладыши, более сложные сортеры. Можно придумать для карапуза игры, связанные с пересыпанием или перекладыванием небольших предметов.
  • Попробуйте тренировать память малютки, поставив перед ним две-три знакомые игрушки. Назовите их и поиграйте с ними, а затем одну спрячьте. Попросите крошку угадать, кого не хватает. Упражнение довольно сложное, но постепенно крошка будет угадывать все чаще.

Вполне вероятно, что некоторые сложные занятия не понравятся ребенку, о чем он Вам тут же сообщит.

Не настаивайте, отложите игру или занятие на некоторое время.

Чуть позже можно даже поинтересоваться личным мнением карапуза, насчет того, во что бы он хотел поиграть в данный момент и постараться сначала выполнить его желание, а потом повторить свою игру – более сложную.

Помните!

Только Ваше внимание и забота о ребёнке помогут ему постичь все тайны окружающего мира

Возможно, Вам понравится видео из жизни

Источник: https://baby-center.com.ua/mladenechestvo/razvitie-rebenka-v-1-god-4-mesyatsa

Все, что нужно знать о развитии ребенка в 1 год и 4 месяца

Развитие ребенка в год и 4 месяца: как заниматься с малышом в этом возрасте

В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.

Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.

Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.

Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?

Давайте разбираться!

Физические параметры в год и четыре

Пол ребенкаРостОкружность головыВесЗубыОкружность грудной клеткиЗрение
Мальчик78 см49 см11,5 кгПрорезаются верхние клыки и первые коренные зубы47,3 смВсё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам.
Девочка83 см45,5 см10,6 кг53,1 см

Что умеет делать малыш?

К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:

Крупная моторика

  • Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
  • Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
  • Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
  • Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
  • Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
  • Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.

Мелкая моторика

  • Строит башенку из кубиков или колечек.
  • Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
  • Забрасывает игрушки в коробку.

Зрение

Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.

Употребление пищи

  • Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
  • Пробует есть ложкой самостоятельно.
  • Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
  • Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.

Гигиена

  • Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
  • Пробует вытираться полотенцем.

Одевание

  • Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
  • Снимает головной убор, если тот не на завязках.
  • Помогает взрослому себя одевать.

Способность сосредотачивать внимание

  • Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
  • Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
  • Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
  • Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
  • Двигается в такт музыке, пытается танцевать.

Восприятие речи и жестов

  • Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
  • Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
  • Выражение симпатии и привязанности
  • Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
  • Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
  • Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
  • Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.

Игровая деятельность

  • Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
  • Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
  • Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
  • Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
  • Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.

Особенности психоэмоциональной сферы

В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.

Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.

Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.

Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.

Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.

Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.

Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.

Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.

Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.

Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.

Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке.

Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности.

Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.

Речь

Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.

К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.

Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.

Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.

Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».

Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.

Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?

В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.

Примерное меню

ТрапезаПеречень блюд
ЗавтракКаша на молоке, печенье, молоко.
ОбедСуп, гречневая каша и овощной салат, морс.
ПолдникТворожок, кусочек банана, детское печенье, чай.
УжинОвощное пюре или каша, чай с молоком.

Рецепты блюд

Нежное пюре из говяжьего языка

Вам понадобится:

  • отварной язык – 200 грамм;
  • мясной бульон – 1 чашка.

Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.

Кабачковый суп пюре

Вам понадобится:

  • кабачок – половина от овоща среднего размера;
  • картофель – 4 шт.;
  • куриный окорок – 1 шт.;
  • вода;
  • соль.

Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.

Особенности ухода

Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.

Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.

Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.

Чистка зубов

Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.

Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.

Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.

Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.

Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).

Режим дня и сна

Режим — всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.

Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:

Время сутокЗанятие
7:00 – 8:00пробуждение
8:30 – 9:00завтрак
9:30 – 11:30утренняя прогулка
12:00 – 13:00обед
13:00 – 16:00послеобеденный сон
16:00 -17:00развивающие игры
17:00 – 17:30полдник
17:30 – 18:30вечерняя прогулка
19:00 – 19:30ужин
20:00-20:30купание перед сном
21:00 – 7:00сон

Занятия с малышом

Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.

Игры

  • Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
  • Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
  • Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
  • Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.

Игрушки

  • Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
  • Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
  • Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.

При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка.

К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:

Советы родителям

Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/1-3-goda/1-god-4-mesyatsa.html

Общение с ребенком в год и четыре месяца

Развитие ребенка в год и 4 месяца: как заниматься с малышом в этом возрасте

Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца активно протекает в плане изменения как физических показателей, так и психических. Малыши становятся более координированными, отлично стоят на ногах, в большинстве своем уверенно ходят, залезают и слезают с возвышений, прыгают на месте.

Физическое развитие в этом возрасте особенно активно. Кроха получает удовольствие от осознания возможностей собственного тела. Он пробует танцевать, кувыркаться и даже бегать задом наперед. Улучшается у малыша и мелкая моторика, речь, появляется способность логически мыслить и делать выводы.

В год и четыре месяца у ребенка уже отмечается развитие зубов, за которыми важно наладить правильный уход с ежедневной чисткой специальными детскими пастами и щетками. Приучая кроху к гигиене полости рта с раннего детства, родители смогут уберечь малыша от проблем стоматологического характера в будущем.

Режим питания в 16 месяцев

В год и четыре месяца малыш по-прежнему может находиться на грудном вскармливании. При этом маме крохи нужно понимать, что грудное молоко уже не может быть для него основным источником необходимых питательных веществ. Докармливать молоком ребенка можно только после основных приемов пищи, постепенно готовя его к отлучению от груди.

В целом шестадцатимесячный малыш, развитие которого идет своим чередом, должен есть три раза в день. Самую калорийную пищу ребенок должен получать в обед, самую легкую — после сна, на полдник. Между приемами пищи ребенку можно давать соки, компоты или свежие фрукты.

Примерно к полутора годам в рационе крохи появятся нежирная свинина и мясо птицы. Также можно будет включить в него нежирные сорта рыбы: минтай и хек. Рыбное мясо ребенок должен получать два раза в неделю и только при условии отсутствия на него аллергической реакции. Готовить рыбу лучше на пару, в том числе и в виде котлет или фрикаделек, и подавать с овощами.

Несколько раз в неделю ребенку можно давать куриные желтки, ржаной хлеб. Из круп лучше всего подойдут:

  • рис;
  • гречка;
  • овсянка.

Со временем в рацион можно будет включить и кукурузную крупу, если ее хорошо разваривать перед подачей.

Приправлять блюда для ребенка лучше естественными приправами, например чесноком, укропом, луком или шпинатом. Количество соли и сахара нужно стараться сократить до минимума. А вот блюда на основе бобовых, например фасоли и гороха, вводить в рацион малыша нужно очень аккуратно, отслеживая реакцию желудка на эти продукты.

Что умеет ребенок в 16 месяцев?

Физическое развитие малыша в год и четыре месяца позволяет ему ходить не только по прямой, но и по кругу, менять направление. Кроха отлично бегает, но все еще беспокоит родителей частыми падениями. Многие дети вполне уверенно поднимаются по лестницам, залезают на стулья, столы и другие предметы мебели.

Если до года у малыша был круглый живот и мягкие конечности, что особенно удобно для ползания, то в год и четыре месяца тело крохи становится более спортивным и подтянутым. Чем дольше ребенок оттачивает навыки ходьбы, тем лучше у него это получается.

У ребенка в этом возрасте улучшается развитие мелкой моторики – для него не составляет труда использовать по назначению столовые приборы и мелкие предметы обихода.

В этом возрасте кроха уже способен запоминать недавно произошедшие с ним события, о которых он может попытаться рассказать, используя то небольшое количество слов, которое у него имеется в активном словаре. Мозг малыша постепенно накапливает информацию, которая со временем будет извлечена и использована в жизни.

Как заниматься с малышом?

В год и четыре месяца для ребенка особенно увлекательно проводить причинно-следственные связи. Он с удовольствием использует в игре все, что ему попадается под руку, отдавая особое предпочтение предметам для взрослых: начиная от пульта ДУ и заканчивая кухонной утварью.

Кроха с большим удовольствием «помогает» маме на кухне, вытаскивая все из шкафчиков, открывая и закрывая контейнеры и коробочки. Очень важно не пресекать желание ребенка ознакомиться с содержимым шкафчиков. Так протекает его развитие, поэтому задача родителей — показывать предметы и рассказывать об их назначении, обезопасив малыша от того, что может принести ему вред.

Позволяйте крохе вынимать содержимое шкафов, разрешайте пересыпать крупы, горох, фасоль, муку. Пусть малыш поищет в крупе спрятанные игрушки или порисует по высыпанным крупам пальчиком. Такие простые игры будут способствовать развитию мелкой моторики пальцев и доставят удовольствие ребенку.

Отличный вариант времяпровождения с малышом в этом возрасте — это совместное купание в детском бассейне. Малыш будет в восторге от возможности поплескаться в теплой воде вместе с мамой или папой. Найдите возможность записать кроху на занятия для самых маленьких: это не только развлечет его, но и оздоровит.

Развитие речи и налаживание общения

Развитие речи в год и четыре месяца переходит на новый уровень, обретает осмысленные формы. Теперь малыш уже не лепечет на только ему понятном языке.

Кроха пробует применять пусть пока и простые, но соответствующие ситуации слова. Например, ребенок в этом возрасте уже пробует называть животных, увидев их на улице, правильно называет по имени родных и знакомых.

В активном словаре крохи к этому времени уже около 60 слов.

Если малыш в 1 год и 4 месяца не делает попыток заговорить, возможно, следует стимулировать развитие речи путем налаживания общения, регулярного чтения вслух простых и интересных детских книжек.

Пусть малыш пока будет только слушать, но его пассивный словарь будет наполняться, и спустя несколько месяцев он обязательно заговорит.

Выбирайте для чтения детские книжки с простыми рифмами, которые в этом возрасте воспринимаются лучше прозы.

Разглядывая яркие картинки в книжках, озвучиваемые приятным маминым или папиным голосом, малыш будет лучше усваивать информацию как визуально, так и на слух.

В этом возрасте также можно заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой для корректировки произношения звуков. Логопеды утверждают, что к двум годам кроха уже должен уметь четко произносить большую часть согласных звуков. Именно поэтому, занимаясь совместным чтением, очень важно хвалить малыша за любые попытки произнести какой-то слог или слово.

Важно понимать, что скорость развития речи у детей в этом возрасте во многом зависит от особенностей памяти. Часто малыши легко и быстро запоминают названия предметов, но не могут правильно произнести их названия.

В год и четыре месяца эмоции становятся более разноплановыми. Малыш уже знает, что такое разочарование, злость, обида, счастье. Он выражает эмоции, подкрепляя их мимикой, но пока не имеет возможности себя контролировать.

Бытовые навыки у ребенка в 16 месяцев

По мере взросления ребенка совершенствуются и его навыки. В год и четыре месяца кроха много чего умеет делать самостоятельно. Он пытается самостоятельно есть, пить, при этом отдает предпочтение только вкусным блюдам, с возмущением отталкивая от себя нелюбимые продукты.

В процессе приема пищи малыш пока удерживает ложку кулачком — это нормально, и переучивать его не имеет смысла. Со временем ребенок научится есть правильно. Главное поощрить рвение крохи к самостоятельности и не отбить у него охоту есть самому.

Некоторые малыши в этом возрасте уже пробуют самостоятельно пользоваться горшком, с удовольствием моют руки и чистят зубы без помощи взрослых.

В заключение отметим, что в 1 год и 4 месяца происходит развитие личности ребенка. Для него действительно важны поддержка и понимание родителей, которые должны свести к минимуму количество запретов в жизни крохи и помочь ему справиться с первыми пусть детскими, но все же испытаниями: прорезанием зубов, освоением новых звуков и слов, обучением пользованию столовыми приборами.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/1-3-goda/1/obshhenie-s-rebenkom-v-god-i-chetyre-mesyatsa.html

Чем заняться с годовалым ребенком домашних условиях: во что играть, чему учить

Развитие ребенка в год и 4 месяца: как заниматься с малышом в этом возрасте

Когда ребенку исполняется год, родители могут вздохнуть с облегчением – самое сложное осталось позади. Впереди – самое интересное: время быстрого развития, познания окружающего мира и приобретения новых навыков.

Годовалый ребенок играет на коврике

Занятия для годовалого ребенка с мамой

Годовалые малыши всегда в движении: с любопытством исследуют дальние уголки квартиры, открывают дверцы шкафов, проверяют содержимое ящиков, кастрюль и горшков с цветами.

В годик малыши нуждаются в том, кто поможет совершать новые открытия и сделает это безопасным. Детки внимательно слушают все, что говорят родители, и даже отвечают на своем языке, многое понимают.

С удовольствием поддерживают любую игру, предложенную взрослым. Маме не составит труда придумать, чем занять ребенка в 1 год.

Увлекает все: ватные палочки, салфетки, коробочки с крышками, тряпочки, кухонные принадлежности.

В этом возрасте малыши радуются мыльным пузырям, музыкальным инструментам. Они легко запоминают и повторяют те действия с предметами, которые делают взрослые: изображают, как мама выдувает пузыри, вслед за папой перебирают гитарные струны, с уверенностью орудуют барабанными палочками и даже производят звуки музыки из дудочки.

Дети любят наблюдать и за своими действиями и последствиями этих действий. Рвут вату, разбрасывают одежду, которую вытащили из шкафа, разливают воду из чашки. Стоит предоставить поверхность, которую можно разукрасить пальчиковыми красками и можно забыть о проблеме, чем занять годовалого ребенка дома.

Совместные занятия с мамой способствуют развитию ребенка в разных направлениях:

  • Развитие речи;
  • Развитие сенсорики и мелкой моторики;
  • Творческое развитие;
  • Общее развитие;
  • Развитие навыков самообслуживания;
  • Физическое развитие.

Все занятия проходят в игровой форме и доставляют только радость.

Зачем годовалому ребенку режим

Режим дня годовалого ребенка

Распорядок дня создает ощущение стабильности. Маме легче, если она знает, во сколько ребенок просыпается, когда ложится на дневной сон и ночной. Это помогает разумно распределять и планировать время на работу по дому, приготовление еды для малыша, прогулку, игры и занятия с ребенком.

Режим дня базируется на знании ритмов ребенка: когда он обычно просыпается, когда бодр и готов играть, а когда хочет есть или готов спать. Эти знания позволяют предугадывать желания малыша и правильно реагировать на его поведение. Годовалые дети еще не умеют сообщать о своих желаниях, поэтому капризное поведение говорит о необходимости отдыха или о том, что подошло время еды.

Режим помогает создавать для карапуза комфортные условия: укладывать спать и кормить так, чтобы избегать нежелательного поведения. Во время дневного сна у мамы есть возможность решить, чем можно будет занять годовалого ребенка, когда он проснется, и подготовиться к этому.

Ребенок рассматривает игрушку

Распорядок дня положительно влияет на детей. Периоды покоя и отдыха сменяются периодами активности, после подвижных игр, прогулки на свежем воздухе и приема пищи детям хочется спать. Порядок и стабильность формируют чувство защищенности, без него ребенку сложнее правильно развиваться.

Развивающие игры для годовалых деток

Меню годовалого ребенка на каждый день

Любая игра, которой родители могут развлечь детей в этом возрасте, становится развивающей. Малыши, как губки, впитывают все новое, что им показывают взрослые.

Самое эффективное развитие – то, которое приносит удовольствие. Это достигается в игровой форме.

Для того чтобы достичь лучшего результата надо знать, как развивать ребенка в 1 год, и какие игры больше для этого подходят:

  • игры для развития крупной моторики (пальчиковые и жестовые);
  • игры для развития артикуляции – помогающие научиться дуть;
  • чтение стишков и потешек, которые помогают произносить звуки;
  • чтение мамой книг для детей от года;
  • прослушивание песенок.
  1. Для развития сенсомоторных навыков:
  • раскладывание маленьких предметов по ячейкам, перекладывание их из одной емкости в другую;
  • игры с кинетическим песком: набирать в лопатку песок, наполнять в формочку, стучать по перевернутой формочке лопаткой;
  • извлечение предметов средней величины из емкостей при помощи ложки или половника;
  • игры с водой, лучше в ванной во время купания с игрушками;
  • строительство башни из кубиков и пирамидки из колец;
  • проталкивание предметов через отверстие;
  • скатывание мячика или машинки с горки или наклонной поверхности;
  • катание каталки, игрушки на веревочке;
  • разворачивание спрятанных в фольгу игрушек;
  • открывание и закрывание баночек и коробочек.
  1. Для творческого развития:
  • рисование;
  • лепка;
  • работа с тестом.
  • изучение размеров, цветов, геометрических фигур;
  • изучение овощей и фруктов, предметов одежды и быта;
  • занятия с игрушечными зверюшками или их изображениями на картинках: каждого животного называют, затем изображают звуки, которые он издает;
  • изучение машины, самолета, поезда и звуков, которые они воспроизводят;
  • сюжетные игры в доктора, повара, строителя.
  1. Для развития навыков самообслуживания:
  • стимулирование малыша пить из чашки,
  • пробовать есть ложкой,
  • чистить зубы щеткой,
  • знакомиться с горшком.

Дополнительная информация. Как бы ни хотелось развивать ребенка, не стоит давить на него и заставлять заниматься тем, что ему не по душе. Следует переключить внимание на другую игру или на то, чему можно учить ребенка в год.

Ребенок играет в кубики

Развивающие игрушки

Игрушки для 9-месячного ребенка

Игрушки для годовалых деток не обязательно должны быть яркими. К ним предъявляются требования безопасности и пользы. В соответствии с направлениями развития подбираются предметы, книги и игрушки:

  1. Для развития сенсорики и мелкой моторики:
  • кинетический песок;
  • самые простые рамки-вкладыши и самые крупные паззлы;
  • разноцветные и различные по размеру стаканчики;
  • кубики, пирамидки;
  • сортеры;
  • шнуровка;
  • бизиборд.
  1. Для творческого развития:
  • пальчиковые краски;
  • пластилин;
  • тесто;
  • конструктор;
  • матрешки;
  • шарики разных цветов;
  • куклы и мягкие игрушки в виде зверят;
  • книги или картинки из плотного материала с реалистичными изображениями фруктов, овощей, ягод, предметов одежды и быта, видов транспорта;
  • игровые набор доктора и набор строительных инструментов.
  1. Для развития навыков самообслуживания:
  • игровые наборы разрезанных овощей, столовых приборов и посуды;
  • чашка с носиком;
  • ложка с изогнутой ручкой;
  • зубная щетка детская с мягкой щетиной;
  • красивый горшок.

Интересные идеи для занятий дома

Нет необходимости ограждать ребенка от выполнения домашних обязанностей. Это и поможет малышу быстрее развиваться, и воспитает помощника на радость родителям. Стоит позволить ребенку:

  • Вытирать стол тряпочкой. Можно смочить водой тряпочку, которой обычно протирают обеденный стол или детский столик, показать, какими движениями протирают поверхность, и дать малышу. Он с радостью будет повторять действия. Пусть не все получится идеально с первого раза. Чем чаще родители дают ребенку возможность проявить себя, выполняя простые поручения, и хвалят его, тем быстрее ребенок научится выполнять все правильно, увидит ценность собственной работы, научится ценить чужой труд и поймет, что родители доверяют ему.

Малыш помогает маме

  • Подметать пол щеткой. Этой работой лучше заниматься в паре. Для этого стоит приобрести детский комплект щетки и совочка. Малыш будет наблюдать за родителями и пытаться повторять. Ощущение важности и нужности сыграет роль, ребенок будет рад своему участию.
  • Загружать белье в стиральную машинку. Дети любят подражать взрослым: помогают нести белье из корзины в стиральную машинку или вытаскивать чистое белье из машинки, помогая маме его развесить.

Активное времяпрепровождение для малышей в годик

Умственное и физическое развития детей связаны друг с другом, поэтому в годовалом возрасте необходимо побуждать кроху двигаться побольше. Многие уже ходят и нуждаются в каждодневных тренировках и упражнениях для улучшения навыка. Можно начинать делать простую гимнастику, зарядку по утрам. Через пару месяцев – прыгать.

Становится возможно поиграть в подвижные игры. Это могут быть догонялки и прятки за дверью шкафа или занавесками, игра в мяч или с машиной, предполагающая катание по полу или построенной дороге. Можно бросать и ловить мяч вместе с мамой, катать его.

Хорошим занятием будет забираться и спускаться по ступеням стремянки под присмотром взрослого. Подойдут стопки книг, сложенные в виде ступеней. Если есть шведская стенка, можно позаниматься на ней. Диваны, стулья и кресла можно использовать, чтобы забираться на них и спускаться.

Обратите внимание! Во время активных игр взрослые всегда должны находиться рядом с малышом.

Самостоятельные игры

Помимо игр с крохой, маме необходимо свободное время, выделенное для выполнения домашних дел. Удобно делать какую-то часть работы, пока ребенок спит, но в этом случае следует исключить шумные виды работ. Их придется отложить на время бодрствования карапуза. Чтобы малыш предоставил маме возможность заняться делами, его следует научить играть самостоятельно.

Можно чередовать самостоятельные игры и совместные. Как только внимание малыша занято игрушкой, маме следует заняться делами, при этом находясь рядом, чтобы ребенок чувствовал ее присутствие.

Конечно, на 3 часа отвлечь годовалого ребенка без участия другого взрослого не получится, но на 15-20 минут организовать такое вполне возможно.

Ребенок играет в конструктор

Малыши в год очень любознательны, им все интересно. Обычные для взрослых вещи и предметы воспринимаются детьми совершенно иначе. Стоит показать новые объекты, которые могут заинтересовать ребенка:

  1. Пакеты из супермаркета. Они большие, шуршат, их можно подбрасывать, с ними можно ходить, в них можно складывать игрушки. Если показать, как использовать пакеты, малыш будет играть с ними.

Важно! Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не одевал пакет на голову, – возможно удушье.

  1. Сыпучие предметы: крупы, макароны. Занятие полезно тем, что способствует развитию мелкой моторики. Пересыпание этих предметов в емкости, например, кастрюли, предоставленные мамой, позволит отвлечь малыша. Все может закончиться разбрасыванием этих сыпучих предметов по всей комнате или даже квартире, но этот мелкий вред, нанесенный чистоте дома, не сравнить с пользой от самостоятельно играющего ребенка и развития его мелкой моторики, от которой зависит скорость развития мышления, координации и речи.
  2. Рулон туалетной бумаги. Детям нравится рвать в клочья мягкую туалетную бумагу. Им доставляет огромную радость наблюдать, как она разматывается, когда они ее дергают. Когда рулон полностью размотан, ребенок может еще долго сидеть, обмотавшись бумагой, перебирать ее пальчиками и дорывать то, что еще осталось целым.
  3. Бизиборд. Сооружение из доски с крючками, ручками, замочками, шпингалетами, открывающимися дверцами, колесиками, выключателями, стопперами и прочими атрибутами, которые обычно запрещены, занимают малышей.
  4. Коробка со старыми игрушками. Родителям советуют не покупать много игрушек, а разделить уже купленные на две части и выдавать их ребенку по очереди. В одну часть игрушек ребенок играет, другая – складывается в коробку и достается при необходимости, чтобы занять карапуза. Вытащить и посмотреть все игрушки из коробки – это так увлекательно.

Малыш занят бизибордом

Показатели правильного развития

Полезные и интересные занятия для карапуза при условии их регулярности принесут свои плоды. Любой малыш сможет:

  • найти знакомый предмет, который попросит принести мама;
  • отличить большую игрушку от маленькой и показать, где какая;
  • строить башню из кубиков или стаканчиков;
  • разбирать и собирать пирамидку из колец;
  • прятать небольшие игрушки под перевернутыми стаканчиками;
  • прятаться, закрывая глаза руками;
  • ставить детали конструктора друг на друга;
  • показать, как ездит машинка, как ложится спать кукла;
  • держать руку у уха, подражая маме, говорящей по телефону;
  • повторять простые слова и восклицания, которые слышит от взрослых;
  • пытаться изображать знакомые звуки, например, работающего пылесоса или стиральной машинки.

Развитие ребенка, по словам доктора Комаровского, всегда волнует родителей. Беспокоиться совершенно не стоит тем, кто уделяет своему чаду достаточное количество времени. Рассказывать, объяснять, показывать и знакомить со всем тем, что нас окружает, – лучший способ развивать ребенка.

Источник: https://kpoxa.info/uxod-razvitie/zanyat-godovalogo-rebenka-doma.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.