Референтная группа – что это в психологии, примеры в социологии, нереферентная группа, что означает

Референтная группа, виды и типы

Референтная группа – что это в психологии, примеры в социологии, нереферентная группа, что означает

Определение 1

Референтная группа – это понятие, используемое в психологии и педагогике для обозначения реальной или воображаемой социальной общности (объединения), которая выступает в качестве эталона, стандарта в сознании человека, а также источником ценностных ориентаций, которые являются главенствующими в современном обществе.

По сути, благодаря референтной группе мы можем располагать теми нормами, которые на сегодняшний день наиболее известны и востребованы в различных социальных кругах.

Референтной может быть лишь та группа, которая признана самим индивидом как основное средство отсчета оценки себя и окружающих. В нашем современном обществе в референтную группу входят лица, которые обладают наиболее положительным набором качеств, которые оказывают позитивное влияние на их жизнедеятельность, а также на здоровье, отношения с окружающими.

Замечание 1

Первым, кто ввел понятие «референтная группа», стал социальный психолог и специалист в исследовании особенностей человеческой психики Г. Хаймон. Сделал он это в 1942 году, тем самым дав толчок развитию новой главы в истории социальной психологии.

Референтную группу он обозначил как особое социальное объединение, обладающее уникальными чертами. Данное объединение используется индивидом для того, чтобы сравнить собственное положение с желаемым относительно как раз этой референтной группы.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Но референтная группа – это не только эталон: вся деятельность внутри нее направлена на то, чтобы максимально четко ориентировать поведение субъекта в специфических ситуациях, например, поведение в:

  • политических партиях,
  • этнических, национальных и расовых организациях,
  • религиозных сектах и неформальных объединениях.

Но современный мир развивается таким образом, что специфические ситуации происходят не только в особых группах, но и в условиях брачно-семейных и дружеских отношений.

Виды и типы референтных групп

Классификация референтных групп производится по достаточно широкому спектру признаков. Это связано с тем, что общество развивается, а вместе с ним развиваются и типы взаимоотношений и взаимодействий, в которые оказываются вовлеченными индивиды. Авторы указывают, что даже данная классификация является очень относительной и приближенной к понятию о видах и типах референтных групп.

Во-первых, референтные группы подразделяются на виды по степени личного воздействия на индивида. Сюда входят первичные и вторичные референтные группы.

Таким образом, первичная – та референтная группа, которая оказывает более заметное влияние на личность, и именно в ней отражается наибольшая сплоченность индивидов.

К первичной референтной группе относится семья, потому что именно в семье человек проводит большее количество времени. Особо это заметно в период первичной социализации, поскольку человек получает понимание о традициях, нормах, обычаях именно из семьи.

В свою очередь, вторичная референтная группа, в отличие от первичной, оказывает меньшее влияние. В ней взаимоотношения участников имеют не постоянный характер, а ситуационный. К таким группам относятся трудовой коллектив, общественная организация, профсоюз.

Также классификация референтных групп производится по следующим признакам:

  1. По особенностям отношений внутри групп – формальная и неформальная. Формальная группа организует отношения внутри себя на основе определенных правил и конкретных предписаний. Неформальная группа – это дружеский коллектив, который не регулируется предписанными правилами;
  2. По факту принятия или отрицания социальных норм – отрицательная и положительная. Если отрицательная группа выступает в качестве нежелательной для индивида, то положительная – это та, с которой личность непосредственно идентифицирует себя;
  3. Информационные референтные группы – создаются как группа экспертов, которые анализируют конкретную проблему или явление и доносят людям информацию о ней;
  4. Ценностная референтная группа – нацелена на создание ценностных ориентаций, которые будут поддерживаться в обществе;
  5. Самоидентификационная референтная группа – способ группирования по признакам, с которыми сам индивид сопоставляет себя.

Функции референтных групп

Несмотря на достаточно широкую классификацию, референтная группа владеет всего двумя ключевыми функциями: сравнительная и нормативная.

Если говорить о сравнительной функции, то именно в ней выражается вся совокупность процессов восприятия.

В них референтная группа предстает не просто сообщество, а эталон, пользуясь которым человек оценивает самого себя и дает оценку окружающим его людям.

В свою очередь, нормативная функция референтных групп выражается в заметных различиях в мотивационных процессах и интенциях индивида.

По сути, референтная группа сама является источником, которая вырабатывает установки, ориентации и правила поведения, которые затем распространяются на общество.

Все зависит лишь от того, будут ли ценности и установки приняты самим человеком, и не противоречат ли они его внутренним мотивациям и установкам. Если они не принимаются, то группа не может считаться референтной, а ее нормы и правила обесцениваются.

Отметим, что данные функции являются универсальными для любой референтной группы. Они соблюдаются на каждом этапе их формирования, потому что по сути излагают целепонимание и установки, которые ставит перед собой конкретная референтная группа. Человек сам решает, стать ему частью референтной группой, или быть лишь наблюдателем, который использует ее нормы, ценности и мотивации.

Зачастую, чтобы стать участником, важно не просто перенять на себя ее содержание, но и вырабатывать свое видение окружающего мира. Без постоянного обновления референтная группа устаревает, а ее ценности становятся неинтересны, не актуальны. Поэтому мы можем наблюдать, как в обществе одна референтная группа сменяет другую.

Для нас это может представляться в виде смены модных тенденций и веяний.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/osobennosti_socialnyh_grupp/referentnaya_gruppa_vidy_i_tipy/

Понятие и примеры референтной и нереферентной группы

Референтная группа – что это в психологии, примеры в социологии, нереферентная группа, что означает

Референтность является значимым понятием в психологии.

В своих поступках человек постоянно руководствуется мнением значимых для него субъектов.

В чем разница между формальным и неформальным лидером в группе? Узнайте об этом из нашей статьи.

Суть явления

Референтностью в психологии называется свойство личности, группы, отражающееся в их возможности оказывать определяющее влияние на человека.

Его собственные ценности, принципы, установки и взгляды формируются под их воздействием.

Любое событие или явление также рассматривается, оценивается с позиции одобрения или возможного осуждения значимых субъектов.

Планируя какую-либо деятельность, человек всегда ориентируется не только на свои собственные желания и предпочтения, но и на позицию референтной для него группы или индивида.

Данное психологическое и социальное явление занимает важное место в системе межличностных отношений. При этом оно часто противопоставляется эмоциям.

Так, человек может не испытывать симпатии к какому-либо индивиду, но признавать его значимость. Или, наоборот, абсолютно неинтересная социальная группа, члены которой не являются авторитетами, вызывает определенный эмоциональный отклик.

Следует отметить, что влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.

Если индивид выбирает в качестве образца для подражания успешного человека, искренне заинтересованного в его персоне, влияние носит позитивный характер.

В этом случае значимый субъект может оказать помощь в формировании правильных установок, выборе верного пути личностного роста.

Если же референтностью обладает лицо, оказывающее негативное влияние на индивида и его жизнь, подобная зависимость приводит к негативным последствиям. Аналогичный принцип действует и при взаимоотношениях с социальными общностями.

Характеристика референтной личности

Это лицо, представляющее особую значимость для субъекта взаимоотношений. Такой человек является эталоном для подражания, образцом.

Объект, на который направлено влияние, оказывается в сильной психологической зависимости от референтной для него личности, выступающей основных поставщиком ценностей, правил, принципов.

В любых своих действиях находящийся под влиянием человек ориентируется на мнение и взгляды своего кумира. Он старается демонстрировать только то поведение и мышление, которое вызовет одобрение.

Обычно референтной личностью является сильный, уверенный в себе индивид.

Его авторитет объясняется устойчивостью жизненных принципов, умением убеждать.

Находящийся под влиянием такой личности человек может не только не испытывать симпатию, но даже ощущать неприязнь. Но подобные эмоции не будут иметь ключевого значения.

Референтная группа

Что такое референтная группа? С точки зрения значимости для субъекта, социальные группы, в которых он состоит, могут быть:

  • референтными. Реальная, условная малая группа, которая является эталоном.В своем поведении и даже в восприятии собственной личности индивид ориентируется на те ценности, взгляды и нормы, которые устанавливаются группой.Общность способна оказывать влияние на самооценку, управлять его поведением, определять поступки;
  • нереферентными. Это малая группа, психология которой не вызывает эмоциональную реакцию. Человек может в ней не состоять или состоять, но в любом случае испытывать безразличие к транслируемым ее участниками ценностям, нормам и правилам.

Референтная группа выполняет нормативную, сравнительную функции.

Нормативное регулирование поведения человека выражается в формировании в его сознании определенных установок, норм, которым необходимо соответствовать.

Сравнительная функция выражается в формировании определенного эталона, образца, который выступает ключевым критерием оценки себя и других людей. Одна и та же общность может одновременно выполнять обе функции.

Определенную проблему для человека представляет наличие нескольких референтных объединений людей, ценности которых имеют противоположную направленность.

В этом случае происходит серьезный внутриличностный конфликт, так как индивид вынужден делать выбор между значимыми для него общностями.

Например, для подростка может иметь одинаковое значение семья и круг друзей.

Нередко ценности и установки, транслируемые сверстниками, расходятся с заложенными в сознании родительскими установками. В итог возникает внутренний конфликт, заставляющий делать выбор в пользу чего-то одного.

Каждый человек, живущий в обществе, состоит в огромном количестве общностей.

Это семья, дружеская компания, профессиональный круг общения, спортивная секция и т.д.

Не всегда референтные группы подозревают о том, какое значение они имеют для индивида. Также подобные общности могут быть изначально условными. Например, человек выбирает в качестве авторитета некоторую совокупность людей, к которой он не имеет прямого отношения.

Все свои поступки и действия он соотносит с принципами, транслируемыми, по его мнению, данной общностью. В реальности индивид не входит в круг значимых для него лиц, но в своем подсознании живет по их правилам.

Восприятие социальной группы формируется за счет авторитета отдельных ее представителей. Как правило, это руководители, лидеры. Именно они определяют нормы и правила, по которым функционирует сообщество.

Примеры

Что значит референтная группа? К таким группам относятся:

  1. Семья. Процесс социализации большинства людей начинается с семьи. Это люди, связанные друг с другом кровными или родственными узами. На формирование личности ребенка существенное влияние оказывают его родители, старшие братья и сестры, ближайшие родственники. Именно эти люди становятся источником знаний о мире, образцом для подражания. Ребенок воспринимает нормы, ценности, жизненные установки родителей, как единственно верные. Под их влиянием происходит формирование первых задатков личности. Здесь в полной мере отражается наличие как положительной, так и отрицательной референтности. Полностью зависимый от семьи ребенок не может абстрагироваться от влияния значимых для него фигур родителей, даже если их жизненные принципы и поведение не только не соответствуют установкам самого ребенка, но и являются изначально негативными.
  2. Дружеская компания. Особенно сильное влияние данной общности на сознание личности проявляется в подростковом возрасте, когда мнение сверстников становится важнее авторитета родителей. Стараясь заслужить одобрение друзей, являющихся образцом для подражания, человек старается демонстрировать типичные модели поведения, интересы, взгляды и вкусы. Его собственные установки могут расходиться с мнением большинства, но он будет стараться не высказывать их, боясь осуждения со стороны своих друзей.

    В юном возрасте нередко происходит смена лидеров в дружеских компаниях или смена самих компаний, поскольку по мере взросления участников общностей меняется их восприятие эталонов для подражания.

    У взрослых людей наблюдается большая стабильность в выборе круга общения, поэтому значимые субъекты могут сохранять свои позиции достаточно длительное время. При этом зрелая, состоявшаяся личность не зависит от своего образца для подражания в той степени, как подросток.

  3. Трудовой коллектив. Профессиональное признание является важным признаком успеха в современном обществе. Индивид может признавать бесспорный авторитет коллег, добившихся определённых высот в своей специальности. Мнение этих людей, их взгляды и убеждения, будут вызывать у него уважение. Стремление разделять ценности и установки будет связано с желанием добиться такого же успеха, стать полноценным участником коллектива.
  4. Иные общности. Это может быть класс в школе, спортивная секция, политическая партия, общественная организация и т.д. Все эти сообщества могут оказывать влияние на человека, имеющего к ним отношение. Причем степень этого влияния напрямую зависит от того, насколько важную роль играет данная общность.

    Так, для увлеченного спортом молодого человека большее значение будут иметь взгляды и убеждения его напарников по команде, а не знакомых со двора.

Референтометрия

Это методика, которая позволяет выявить распределение ролей в социальной группе.

При помощи опроса определяются лидеры, чье мнение имеет значение для большинства членов общности.

Также выявляются индивиды, чья позиция подавляющему большинству опрашиваемых неинтересна. Таким образом, происходит анализ установившихся в группе межличностных отношений.

Следует отметить, что референтометрия качественно отличается от популярной социометрии. Последняя позволяет выявить характер эмоциональных связей.

Референтометрическая процедура же направлена на изучение глубинных процессов — влияния ценностей и установок отдельных личностей на поведение остальных участников общности.

Исследование состоит из двух этапов:

  1. Сбор сведений. На этом этапе задачей исследователя является сбор мнений и взглядов участников процедуры по поводу какого-либо значимого для них вопроса. Полученная от каждого человека информация фиксируется на специальных бланках. Это может быть обсуждение авторитетных членов общности, существенных событий и явлений. Предмет обсуждения обязательно должен иметь значение для опрашиваемых, вызывать у них интерес. Во время данного этапа допускается работа одновременно со всей группой, но важно следить за тем, чтобы испытуемые не имели возможности узнать ответы своих товарищей.
  2. Опрос. Исследователь проводит индивидуальную беседу с каждым участником. Сначала у человека спрашивают, согласен ли он, чтобы бланк с его ответами могли посмотреть те, кто проявит заинтересованность в этом. Факт согласия или отказа фиксируется исследователем. Затем человеку предлагают ознакомиться с бланком кого-то одного участника. Когда этот выбор осуществляется, поступает предложение ознакомиться в порядке исключения с бланком еще одного участника. Количество таких выборов должно быть не больше трех.

    В итоге выявляются субъекты, имеющие ключевое значение для испытуемого.

Таким образом, референтность является важным психологическим явлением. Значимым для человека может быть не только другое лицо, но и социальная группа.

Теория референтной группы Роберта Мертона:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/referentnaya-gruppa-primery.html

Референтная группа – что это в психологии, примеры в социологии, нереферентная группа, что означает

Референтная группа – что это в психологии, примеры в социологии, нереферентная группа, что означает

Определение референтной группы может звучать по-разному:

Референтная группа — это определенная группа лиц, которая способна прямо или косвенно повлиять на решение какого-либо индивидуума или на его отношение к чему-либо.

Референтная группа — это группа, которая является эталонной (лучшим примером чего-либо) для человека или группы лиц.

Примеры референтных групп: богатые люди для бедных, умные люди для глупых, владельцы брендовых вещей для людей, хотящих иметь данный бренд и т.д. (все примеры являются частными случаями)

Каждый человек оценивает себя и выбирает линию поведения, согласно групповым стандартам. Но так как люди относятся к нескольким разным сообществам, каждое из которых является неповторимой субкультурой или контркультурой, ориентиры для наших действий и отношения к ним различны.

Классификация групп

По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе — группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные и отрицательные референтные группы.

Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.

Несмотря на большое количество референтных групп которые в той, или иной мере оказывают воздействие на покупателя (потребителя), маркетологау особый интерес представляют лишь три:

  • членская группа;
  • группа устремления;
  • нежелательная группа.

Членская группа – это группа, которая оказывает на человека прямое влияние.

Является группой, к которой человек имеет принадлежность и с которой он производит взаимодействие; Группа устремления – это группа, принимая участие в которой потребитель будет стремиться стать и с которой он хотел бы отождествлять себя.

Это может быть, к примеру, какое-нибудь профессиональное сообщество, группа иного социального статуса. Нежелательная (диссоциативная) группа – это группа, ценностными ориентациями и поведения в которых человек не приемлет и потому стремится держаться от нее подальше.

Существует реальная и кажущаяся референтная группы

Также можно можно выделить такие референтные группы:

– информационная – носители информации Среди них различают носителей опыта и экспертов;

– ценностная – это эталон ценностно-нормативной системы;

– утилитарная – является группой носителей материальных или иных благ, являющиеся важными для индивида. Для мужчин утилитарной референтной группой будут женщины, а для женщин – лица мужского пола;

– группа самоидентификации – это группа, с которой производит идентификацию личность, членом которой себя считает.

Диапазоны референсных значений

Результаты некоторых исследований выдаются пациенту в форме понятий «да» или «нет». Такой вид исследований называют качественным. Например, положительные анализы на антитела к определенной инфекции, говорящие о том, что эти антитела присутствуют в крови пациента.

Существует и количественный тип исследований. В таком случае результаты лаборатория выдаст в виде цифрового значения, к которому будут указаны те самые референсные интервалы.

Например, результаты теста на содержание тиреотропного гормона (ТТГ) могут выглядеть следующим образом: 2,0 мкМЕ/мл, референсные значения: 0,5 — 5,0 мкМЕ/мл.

В данном примере мы видим, что результат попадает в пределы референсных значений.

Каким же образом определяется этот диапазон референсных значений? В целом, можно дать всё тот же ответ: путем наблюдений и измерений показателей большого числа здоровых людей.

Первым шагом в определении диапазона референсных значений является выборка населения: например, отбираются здоровые женщины от 20 до 30 лет.

Затем большинство из этой категории проходит специальные клинические исследования.

Результаты этих исследований приводят к среднему показателю, и, таким образом, вычисляют диапазон референсных значений (плюс-минус 2 стандартных единицы отклонения от среднего значения).

Типология референтных групп

Индивид имеет возможность принадлежать к референтной группе или же быть далеким от нее. Группа взаимодействия (термин Р.Мертона), или членская группа, – является непосредственным социальным окружением индивида. Это группа, принадлежность к которой не оспаривается.

Если человек дорожит членством в данной группе, то он будет стремиться закрепиться в ней и рассматривает нормы и ценности ее субкультуры как авторитет для себя, стремиться быть похожим на большинство ее членов, то эту группу можно назвать референтной для этого человека.

В таком случае группа взаимодействия и референтная группа будут просто совпадать, но их качественные характеристики являются абсолютно различными.

Если же человек считает себя выше членов своей группы или рассматривает себя как чужака в ней, то как бы тесно он не был связан с ней, такую группу нельзя назвать эталонной. В этом случае группа не может предлагать привлекательные нормы и ценности.

Эталонная группа – это реальная социальная группа или воображаемая, которая является как результат социального конструирования, выступает в качестве статистической общности, члены группы могут и не подозревать, что кому-то они являются одной сплоченной группой. К примеру, на протяжении десятилетий для большинства советских людей была такая мифическая референтная группа, под названием “Запад”, “Америка”.

Чем более закостенелое, замкнутое данное общество, тем большей будет вероятность, что референтную группу индивида будет является его группа социального взаимодействия.

К примеру, в докапиталистическом обществе господствует сословная социальная структура, при помощи которой большинство людей рождаются в определенном сословии (группа имеющая определенный социальный статус, который закреплен законами) и оставались в нем всю жизнь, передавая свой сословный статус по наследству.

В таком обществе крестьянину сравнивать себя с придворной аристократией, подражать ей было верхом нелепости. Капиталистическое или государственно-социалистическое (например, советское) общества могут быть открытыми для социальной мобильности.

Это будет значить, что тот кто родится в крестьянской семье не будет иметь шансов прорваться к самому верху политической, административной или экономической иерархии. Такое общество вполне разумно индивиду, который находится на дне, но который подражает тем, кто может находиться на самом верху.

Такому обществу сблизиться с референтной группой потенциально возможно. “Американская мечта” как главный миф Америки провозглашает, что каждому американцу возможно стать президентом или миллионером. Примеры, доказывающие что эта мечта реальна в американской мифологии достаточно. Советская мифология также изобилует массой примеров героев, которые поднялись из “простых рабочих и крестьян” к высшим постам государстве.

Связь индивида и референтных групп очень часто бывает неустойчивой, подвижной и расплывчата. Это означает, что по разным этапам биографии он может принадлежать к разным референтным группам. Более того, во время выбора различных элементов стиля жизни, во время совершения разных покупок индивиду следует ориентироваться на различные референтные группы.

К примеру, в случае если перед нами спортсмен, то для него при выборе спортивной одежды может выступить в качестве референтной группы любимая команда или звезда спорта, но если он не является чьим-то фанатом, а просто спортсменом, то мнение спортивной звезды по вопросам, которые выходят за пределы спорта, уже не будут являться авторитетными. И на выбор зубной пасты скорее повлияет мнение дантиста а не любимого спортсмена. Хотя, конечно же может быть и иначе.

Как оценить результаты анализов, выходящие за пределы диапазона референсных значений?

Существует несколько причин, почему результаты анализа могут выйти за пределы установленного диапазона референсных значений, даже если Вы абсолютно здоровы:

  • выход значений за пределы диапазона связан с физиологическими особенностями человеческого организма. Если врач советует сдать Вам один и тот же анализ несколько раз, есть определенный шанс, что результат будет выходить за пределы диапазона референсных значений. По биологическим причинам изо дня в день ваши показатели могут изменяться. Именно поэтому врач может попросить Вас сдать анализ повторно, чтобы затем сравнить результаты. В большинстве случаев, диагностические выводы делают не на основании единичных измерений, а по динамике изменения результатов во времени.
  • индивидуальные особенности организма также могут повлиять на ваши результаты. Референсные значения обычно вычисляют путем опытных клинических исследований большого числа людей определенных категорий, затем данные приводят к среднему значению, учитывая средние стандартные отклонения. Это всего лишь данные статистики, а не биологический закон. Поэтому бывает, что у здоровых людей определенные показатели, являющиеся «нормой» для них, не являются в итоге «нормой» для большинства населения и не попадают в диапазон общепринятых референсных значений.

Как правило, подобные случаи подразумевают под собой лишь небольшое отклонение от референсных значений.

Тем не менее, выходящие за пределы референсных значений показатели могут сигнализировать о проблемах в организме и свидетельствовать о необходимости дальнейшего обследования.

Ваш врач будет оценивать результаты исследования, учитывая вашу историю болезни, физическое состояние и другие соответствующие факторы, чтобы определить, означает ли что-то серьезное отклонение вашего результата анализов от общепринятых референсных значений. Он может назначить повторную сдачу анализов или назначить дополнительные исследования.

Врачу также важно сравнить результаты нынешних и предыдущих исследований, если речь идет о ситуации, когда Вы сдавали один и тот же анализ, чтобы выяснить, что же является для Вас «нормой».

Если Вам известны какие-либо особые обстоятельства, которые могли бы повлиять на результаты исследований, сообщите о них своему лечащему врачу. Не следует думать, что доктор мог о них догадываться самостоятельно.

Позитивные и негативные референтные группы

Эталонные (референтные) группы бывают как позитивные так и негативные. Позитивная эталонная группа это такая группа будто реальная или воображаемая, которая будет служить образцом для подражания, привлекательный эталон.

Чем больше индивид будет перенимать с нее стиль жизни, тем большим удовлетворением он будет обладать.

Негативной эталонной группой называют реальную или мнимую (сконструированную) группу, которая выступает в качестве отталкивающего примера, это группа, контактировать или ассоциировать с которой себя не хотят.

Набором референтных групп могут заниматься при относительном характере. Это означает, что в обществе, которое состоит из множества социальных групп и субкультур, не может существовать единый набор позитивных и негативных референтных групп, который будет действительным для всех.

Та группа, которую можно считать образцом для подражания для одних людей, другие люди могут рассматривать как антиэталон (“Не дай Бог быть на них похожими”). У нас зачастую не хотели бы быть похожими на доярку, колхозницу, деревенского жителя, нового русского, монахиню и т.д.

Референтные группы можно разделить на несколько видов: информационные (источниками надежной информации), самоидентификации, ценностные.

Информационная референтная группа является той группой людей, информации из уст которой мы доверяем. При этом не является важным, находимся ли мы при этом в заблуждении или являемся близкими к истине. Главной отличительной чертой такой группы является то, что мы доверяем информации, которая исходит от нее. Эта группа может проявляться в двух основных формах:

а) Носители опыта. Как такая группа может выступать люди, которые попробовали “на своей шкуре” этот товар или услугу. Мы можем обратиться к их дилетантскому опыту, с целью подтвердить или опровергнуть сомнения по поводу планируемой покупки модели товара.

б) Эксперты, то есть являющиеся специалистами в данной области. Эту группу, которая рассматривается людьми как наиболее сведущая в данной области, чье суждение может точнее всего отразить реальные качества явления, товара, услуги и т.д.

Источник: https://amrita-infomed.ru/obshchenie/referentnaya-gruppa.html

Референтная группа: понятие, классификация

Референтная группа – что это в психологии, примеры в социологии, нереферентная группа, что означает

Личность не может развиваться вне социума, но и подчиняться мнениям всех людей невозможно. Однако потребность в принадлежности остается. Потому каждый человек выбирает для себя круг из нескольких групп и людей, к советам и оценкам которых готов прислушиваться, чье мировоззрение ему нравится.

Понятие референтной группы

Референтная группа — значимая, авторитетная для личности группа. Это эталонное объединение, с которым индивид сравнивает себя и других людей, прислушивается к советам и мнениям его участников. Термин ввел в 1942 г. социальный психолог Г. Хаймон.

В момент жизненных выборов человек ориентируется на нормы и ценности авторитетных людей. Он учитывает мнение группы при выборе образа жизни и имиджа, совершая покупки, выбирая увлечение или профессию. Примеры референтных групп и их влияния:

  1. Следуя молодежной моде, подросток подворачивает джинсы, курит вейп.
  2. Сын решает пойти по стопам родителей и поступает в медицинский университет.
  3. Футбольный фанат, относящий себя к этой субкультуре, носит спортивную одежду, выясняет отношения кулаками.
  4. Человек соглашается на лечение от алкоголизма, так как его семья против такого образа жизни.
  5. Младший подросток копирует внешнее поведение старшеклассников (стиль одежды, курение, нецензурная лексика, привычки, манера речи), чтобы влиться в их компанию.
  6. Фанат актера или певца копирует его поведение, стиль жизни.
  7. Человек покупает брендовые вещи, чтобы повысить свой статус.
  8. Бедняк перенимает привычки богатых людей, чтобы достичь успеха в жизни.

Объединения бывают позитивными и негативными, существующими и вымышленными, сравнительными и нормативными, формальными и неформальными, первичными и вторичными, большими (религиозное направление) и малыми (семья), односоставными или включающими людей разного пола, возраста и социального положения. Один и тот же коллектив может относиться к разным видам.

Эталонное объединение может быть воображаемым, а сами участники могут не знать, что принадлежат к нему. Например, до сих пор сохранилось мифическое понятие о субкультуре «Запад». В наше время набирают популярность воображаемые группы, например, такие как элита.

Теория референтных групп

Коллектив, в котором находится человек, не всегда является авторитетным. Например, подростки чаще ориентируются на стандарты неформальных сообществ, чем на правила поведения в школе, семье, классе. Р. Мертон ввел понятие членской группы.

Согласно его определению, это тот коллектив, с которым человек взаимодействует. Принадлежность к нему даже не обсуждается, но сам участник не всегда идентифицирует себя с нормами этого коллектива.

Чем больше замкнуто общество, тем выше вероятность того, что референтные и членские сообщества совпадут.

В то же время личность может относить себя сразу к нескольким авторитетным группам. Но если их нормы и ценности противоречат друг другу, то человек страдает от внутриличностного конфликта и проблем с самоидентификацией.

Согласно исследованиям социолога Мертона, каждое объединение имеет границы. Они подвижны и зависят от самоидентификации участников, частоты взаимодействия, взаимоотношений в коллективе. В различных жизненных ситуациях человек относит себя к разным эталонным объединениям.

Что касается восприятия престижности ролей, то в этом психологи видят проявление эффекта Латейна. Согласно ему, ролей всегда будет больше, чем участников группы. И чем шире объединение, тем больше открыто вакансий. Таким образом, престижные и референтные сообщества будут существовать всегда.

В теории референтных групп до сих пор остается открытым вопрос о том, по какому принципу люди выбирают объединения. Знания о типах объединений, причинах и факторах их возникновения используются в конфликтологии, психологии личности, криминальной и педагогической психологии.

Первичные и вторичные

К первичным относят те сообщества, влияние которых наиболее выражено. Участники в них сплочены больше, чем в других объединениях. Вторичные группы оказывают ситуационное влияние, участники объединяются только ради какого-то дела, на определенный период. Пример первичного объединения: семья. К вторичным относится коллектив на работе.

Формальные и неформальные

Формальные группы основаны на официальных отношениях, деловом общении. Неформальные строятся на дружеских отношениях, симпатиях и антипатиях. Формальным сообществом является класс в школе, политическая организация. Пример неформальной организации: компания друзей, музыкальная субкультура.

Позитивные и негативные

Нормы и ценности позитивных объединений не противоречат убеждениям личности. Она принимает их, отождествляет себя с ними. Ценности, противоречащие внутреннему миру личности, воспринимаются негативно. Формируется оппозиционное и неуважительное отношение к ним.

Позитивные объединения выступают в роли положительного примера, негативные — отрицательного. В первом случае человек будет удовлетворен, если заметит совпадение в своем образе жизни и нормах сообщества, а во втором случае будет страдать и ненавидеть себя, постарается избавиться от сходных черт.

Одно и то же сообщество может быть положительным или отрицательным для разных людей. Чем больше в обществе социальных групп, меньшинств, субкультур, тем выше относительность отношения к ним. Например, кому-то нравятся эпатажные личности, фрики, а кто-то категорически не хочет ассоциировать себя с ними.

Функции референтной группы

Эталонным сообществам присущи 4 функции:

  1. Сравнительная, или оценочная. Индивид сравнивает себя и других с эталоном. В результате соотнесения человек определяет свой статус.
  2. Нормативная. Формирование мотивов, выработка социальных норм и установок.
  3. Референтная функция. Индивид слепо повторяет действия участников, реагирует так, как его научили. Он подчиняется, слушается, не подвергает действия и информацию критическому мышлению.
  4. Воспитывающая. Характерна для утилитарного сообщества. Это объединение, которое поощряет или порицает поведение индивида. Ее участники являются референтными личностями, которым хочет понравиться индивид. Это может быть начальство на работе, представители противоположного пола или своего пола (конкуренция).

Эти функции могут выполняться одной или разными группами.

Влияние референтной группы

Значимые объединения влияют прямо или косвенно. При этом человеку необязательно встречаться с представителями значимой социальной группы, чтобы ее влияние сохранялось.

Достаточно того, чтобы субъект отождествлял себя с ней, ощущал ментальную принадлежность. Для этого часто используется разного рода символика и атрибутика.

Это хорошо видно при анализе религиозных сект, молодежных субкультур, виртуальных объединений.

Влияние авторитетного сообщества в социологии принято называть предвосхищающей социализацией. Субъект копирует деятельность группы, прилагает усилия к формированию подобного ей поведения, надеясь получить доступ к более статусной в его представлении компании.

Эталонное объединение оказывает тройное влияние:

  1. Информирование. Этот тип чаще используется в рекламе. Под этим подразумевается использование экспертного мнения, предоставление рекомендаций от специалистов, авторитетных людей. Или тех, кто попробовал что-то на личном опыте. По этому принципу люди прислушиваются к автомеханикам, стоматологам, диетологам или знатокам, которые самостоятельно решили волнующую проблему.
  2. Ценностное ориентирование. Индивид воспринимает себя как носителя ценностей. В результате чего подчиняется группе даже тогда, когда не видит выгоды, других мотивационных стимулов, чтобы стать участником.
  3. Правовое подчинение. Объединение приказывает участникам подчиняться нормам. Иногда использует давление или публичное принуждение, порицание, насмешку, наказание. А иногда применяет только вознаграждение, положительные санкции (похвала, восхищение, премия, прибавка к зарплате).

По влиянию коллективы бывают 3 типов:

  1. Членское объединение. Оказывают прямое влияние на индивида. Человек идентифицирует себя с ними, активно взаимодействует.
  2. Группа устремления. Личность хочет стать ее частью.
  3. Нежелательное сообщество. С его нормами и ценностями человек не хочет считаться, старается держаться подальше.

В жизни каждого человека присутствуют несколько значимых объединений. Их интересы подкрепляют друг друга или пересекаются. Еще чаще одно сообщество плавно сменяется другим. Например, для дошкольников и младших школьников авторитетны родители, подростков — ровесники, юношей — взрослые люди. Однако даже при смене окружения и среды влияние референтной группы сохраняется.

Отдельного рассмотрения заслуживает влияние сообществ на человека в подростковом возрасте. Это важный инструмент в самоопределении, самоутверждении подростка и формировании самосознания. Те юноши и девушки, которые не состояли в группе сверстников, в будущем страдают от недоверия, замкнутости, нерешительности. У них слабо развиты коммуникативные навыки и способность к адаптации.

Кроме этого, стоит отдельно рассмотреть специфику влияния эталонных групп в сфере потребления. Воздействие зависит от нескольких факторов:

  • вид товара (повседневный или предмет роскоши);
  • особенность использования (прилюдно или уединенно);
  • категория товара и марка (например, какую выбрать машину, управлять самому или нанять водителя).

Среди повседневных продуктов большее влияние оказывается на марку изделия, при выборе товаров для частного пользования — вид и марку, атрибутов роскоши — вид, марку и тип. Можно сказать, что эталонные группы задают моду, создают бренды, и они же их продвигают.

Подробнее читайте тут

Источник: https://vseostresse.ru/vzaimootnosheniya/referentnaya-gruppa.html

Референтная группа, это в психологии союз единомышленников

Референтная группа – что это в психологии, примеры в социологии, нереферентная группа, что означает

Референтная группа, это в психологии и педагогике обозначение, которое используется в социальных общностях или объединениях. Представляет в сознании людей некий стандарт.

Также может рассматриваться как один из основных источников ценностных ориентаций.

В состав референтной группы обычно входят лица с большим набором заслуживающих одобрения качеств, оказывающих положительное влияние на остальных и их отношение к окружающим и, в целом, на всю жизнедеятельность данного сообщества.

Референтные группы — это в психологии объединения, предоставляющие общественные нормы, востребованные в самых разных слоях населения.

Референтную группу должен одобрить сам индивид и считать ее средством, которое можно использовать для оценивания окружающих людей, а также своих поступков и мыслей.

Понятие «референтной группы» и ее специфика

В 1942 году, американский психолог Г. Хаймен в первый раз использовал понятие референтности. Он утверждал, в психологии референтная группа — это общность людей, живущих по определенным правилам.

Размышления людей о своей личности, их мнение и самооценка зависят лишь от того, с представителями какой группы они себя соотносят. Понятие распространено достаточно широко, но его трактование может различаться.

Отечественная психология более всего расценивает значимость избирательности при выборе индивидом предпочтительных ориентаций — оценочных суждений, мнений, позиций.

Деятельность внутри референтных сообществ строится таким образом, чтобы предоставить ориентиры поведения в:

  • неформальных, зачастую контркультурных сообществах, экологических движениях;
  • политических партиях как институционализированных формах массовых движений;
  • этнических общественных организациях и объединениях;
  • религиозных сектах, психокультах и субкультурах.

В настоящее время различные ситуации могут происходить не только внутри определенных групп, их также можно рассматривать в семейных и дружеских отношениях.

Возможные типы референтных групп

Классифицируют референтные группы по нескольким признакам. Самым важным из них считается степень воздействия на личность субъекта. Например, первичной референтной группой можно считать семью.

Поскольку люди много времени проводят в кругу близких родственников и приобретают в ней представления о социальных нормах и традициях. Значительно слабее влияет вторичная референтная группа. В ней взаимоотношения между участниками больше носят ситуационный характер.

В качестве примера можно привести дружный коллектив сотрудников на работе или студенческий, подойдет и общественная организация.

Классификация современных референтных групп может быть представлена их формированием на основании следующих признаков:

  1. Характерные внутригрупповые отношения. В формальной группе отношения построены на основании правил, рекомендаций и предписаний. В неформальной — никем и ничем не регулируются.
  2. По отношению к социальным нормам и устоям. Если группа отрицает их принятие, то чаще всего воспринимается субъектом как нежелательная. А вот с положительной референтной группой он может себя полностью идентифицировать.
  3. Информационная группа. Эксперты, которые в нее входят, изучают и анализируют проблемы, а после информируют население.
  4. Ценностная группа. Создают новые ценностные ориентации, которые, как планируется, будут поддержаны всем обществом.

Иногда люди группируются согласно общим признакам, характерным для всех членов группы. Это могут быть объединения деятелей искусства и культуры, спортивные общества. Выбор человеком правильной референтной группы, предоставляет ему две возможности — успешной социализации и эффективного сравнения.

Референтная группа — это в психологии означает дружный коллектив

У референтной группы, как реальной, так и воображаемой, всего две важных функции:

  1. Сравнительная — в ней основополагающая роль отведена совокупности процессов восприятия. Это, своего рода эталон, ориентируясь на который, люди могут оценивать не только самих себя, но и окружающих.
  2. Нормативная — сама вырабатывает установки и правила, которые распространяются среди остальных людей. Если индивид не принимает эти ценности, так как они противоречат его внутренним установкам, то группа не считается для него референтной.

Универсальность этих функций позволяет соблюдать основополагающие правила в любой временной период, когда происходит формирование референтной группы. С их помощью пропагандируются цели и правила, которые закладываются в их основу. Человек, исходя из своих побуждений, самостоятельно определяет, стать ему членом сообщества или остаться в роли наблюдателя, с целью использования ее наработок.

Понятие «референтная группа» часто используется в социологии. Этот термин наилучшим образом подходит для описания отношений между одним человеком и группой. С его помощью можно объяснить социально-психологические механизмы, которые необходимы для формирования в сознании людей определенных ценностных установок.

Источник: https://mind-control.ru/zhizn/referentnaya-gruppa-yeto-v-psikhologii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.