Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний: высокий и низкий уровень в психологии

Самооценка и уровень притязаний личности, тест образа

Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний: высокий и низкий уровень в психологии

Каждый человек имеет определённую цель в своей жизни. Кто-то мечтает, а кто-то ставит перед собой точные цели и задачи, которые во чтобы то ни стало стремится достигнуть. Это и считается притязанием, просто в другой терминологии. Уровень притязания — это стремление получить от жизни то, что человек считает возможным и достоянным для себя.

Различия в уровнях

В этом случае и происходит самое интересное: почему у некоторых людей повышенный показатель притязания, а у остальных заниженный, у некоторых желания вполне адекватные, а у остальных — нереалистичные.

Притязания — это в психологии внутреннее право человека на получении тех либо иных жизненных приоритетов и удовлетворения своих потребностей. В этом случае можно говорить как об успехах в карьере, путешествиях, выгодном банке, так и об успеваемости в школе, институте либо городском собрании.

Независимо от этого выделяются разные уровни притязаний. Высокий уровень притязаний чаще всего характерен для человека с завышенной самооценкой, которая напрямую влияет на уровень притязаний.

До настоящего времени непонятно, самооценка влияет на притязания, либо наоборот — притязания на самооценку, однако связь между этими двумя явлениями точно установлена.

Уровень притязаний характеризуется:

  • уровнем трудности достижения цели и проецирование своих будущих действия;
  • выбор человеком очередного действия и следующей цели, которая возникает в результате переживания успеха либо неуспеха после ряда прошлых действий — притязания в настоящий момент;
  • желаемый уровень своей самооценки — собственное я.

Если человек может ставить перед собой существенные и адекватные задачи, которые соответствуют его возможностям, то это говорит о нормально развитых целях и взглядах.

Самооценка личности и притязания

В поставленной цели индивид может преследовать цели поднять свою самооценку либо лишний раз подтвердить её. Если говорить о ней подробно, то она представляет отношение человека к своей личности, попытку оценить свои силы, достоинства, качества и недостатки, а также влияние на остальных людей в обществе.

В зависимости от особенностей человека самооценка может разделяться на разумную, заниженную либо завышенную.

Не подлежит сомнению тот факт, что между показателями притязаний есть тесная связь, так как ни одно из этих понятий не может нормально существовать без другого.

При повышении либо снижении уровня ожиданий человек получает возможность управлять своей самооценкой, которую некоторые, к несчастью, не всегда могут адекватно применять.

В результате этого могут очень часто происходить внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, который будет сопровождаться длительными депрессиями, нервными срывами и состоянием сильной злобы на окружающих и весь мир.

Особенности завышенной самооценки

Диагностика сильно завышенной самооценки будет включать в себя выявление таких признаков, как:

  1. Фанатическая вера в свои возможности. Человек, который поражён такой особенностью, не упускает момента убедить людей вокруг в своём превосходстве над ними и очень любит в любых отношениях проявлять своё я («Я всегда прав, я так считаю, я это рекомендую»).
  2. Полная невосприимчивость к критике и указаниям окружающих людей. Любые замечания в этом случае отскакивают от него, как от стенки горох, кроме этого, они вызывают сильное недовольство и яркую враждебность к окружающим.
  3. Враждебное поведение с окружающими. Ошибочно думая, что тактика нападения — это наилучший способ решения любой ситуации, индивид с завышенной самооценкой обладает качеством обыкновенно затевать скандалы даже по самому незначительному поводу.
  4. Слишком высокий показатель притязаний. Имея искажённое представление о действительности и о соотношении своего желания и реальных возможностей, человек пытается достичь слишком высокого, не в силах при этом справиться даже с обычными проблемами и трудностями.
  5. Наблюдается сильная эмоциональная неустойчивость. Обычно она проявляется в сильных перепадах настроения. Человек может сильно смеяться над какой-то шуткой, а уже по прошествии небольшого отрезка времени его пробирает дрожь и он начинает закатывать истерику, обвиняя окружающих людей и срывая на них свою агрессию.
  6. Особенности внешнего вида. При этом у человека можно заметить неестественно прямую осанку, гордо поднятую голову, пронизывающий взгляд, а также голос, в котором присутствуют нотки команды.
  7. Отрицание проигрыша либо неудачи. Для человека с высоким уровнем собственной оценки недопустима мысль о возможной неудаче. Он продолжает сохранять веру в собственной непогрешимости, он старается не участвовать в разговорах на такую тему и бесцеремонно обрывает собеседников, которые задают ему неудобные вопросы.

Слишком низкая самооценка

Учёные, которые хорошо разбираются в сфере психологии, уже давно выявили особые признаки заниженной самооценки:

  1. Сильная робость и осторожность в действиях. От человека с комплексом неполноценности нельзя ждать прямолинейности и твёрдости в ответах. Происходит регулярное опасение задеть чувства других, он чаще всего юлит и мямлит, но никогда не высказывает своей точки зрения.
  2. Чрезмерная требовательность. Люди с сильными комплексами пытаются тщательно добиваться совершенства во всём, придирчиво оценивая не только свои, но также и чужие действия. Такое поведение очень часто приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие люди.
  3. Попытки заслужить одобрение. Многочисленные эксперименты выявили, что неуверенный в себе человек очень сильно зависит от мнения окружающих людей. Неодобрительные взгляды и разговор со стороны для него считается непросто проблемой, а целой трагедией, которая впоследствии ведёт к возникновению новых комплексов и признаков неполноценности.
  4. В этом случае наблюдаются слишком низкие притязания. Самосознание играет в этом случае главную роль и заставляет индивида устремляться в противоположную сторону от своих настоящих желаний и возможностей. Такой человек просто не может адекватно оценивать свои способности и навыки, очень часто он продолжает оставаться «на побегушках», даже в том случае, когда на самом деле заслуживает более высокой должности в карьере.
  5. Чрезмерная любовь к постоянным жалобам. При этом нет значения, насколько обоснованы страдания человека, главное, чтобы мир вокруг знал о том, что он несчастен, болен, недоволен и раздражён.
  6. Особенный внешний вид. При этом наблюдается нерешительная и шаркающая походка, втянутая в плечи голова и быстробегающий взгляд, в котором можно прочитать вину и какое-то предчувствие плохого.
  7. Такой человек стремится выполнять желания либо указания окружающих. Не доверяя при этом своим суждениям, закомплексованный индивид легко и просто поддаётся влиянию со стороны, а также может с большой радостью переложить всю свою ответственность за поступки на другого человека. Если человек под чужим напором делает что-то незаконное либо плохое, то он с облегчением в первую очередь думает о том, что все, что происходит вокруг — это не его вина.

Источник: https://krasotka.guru/zdorove/test-obraza

Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний: высокий и низкий уровень в психологии

Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний: высокий и низкий уровень в психологии

Советы

  • Самооценка личностных качеств
  • Как установить уровень притязаний?
  • Притязания в свете реальных возможностей
  • Как определить свой?

Каждый человек, независимо от семейного положения и статуса в обществе, устанавливает цели и стремится их достичь. Цели разные, и степень их сложности зависит только от уверенности и настойчивости. В психологии это называется притязание личности. Это то, чего человек признает себя достойным.

В нем собраны задания, которые помогают человеку провести самоанализ и оценить адекватность действий.

Что такое самооценка и уровень притязаний

Самооценка — комплекс компонентов, в который входят опыт, умения, возможности, субъекта, представление о значимости собственной персоны.

Уровень притязаний — степень выбора целей и задач, достичь которые планирует конкретный субъект.

Оба термина — взаимосвязанные понятия, которые влияют друг на друга.

Проходя жизненный путь, каждый начинает оценивать свои умения и возможности, сравнивать себя с окружающими людьми, пытаться реализовать собственные планы. Способность реально оценивать собственные силы позволяет субъекту совершенствоваться, стремиться к выполнению поставленной задачи, удовлетворять свое любопытство, выбирать подходящее поведение для конкретной ситуации.

Уровень самооценки влияет на самоуважение, помогает найти свое место в социуме.

Существует два ее типа:

  • Адекватная — реальное отношение к собственным качествам, основанное на реальном положении дел.
  • Неадекватная, которая делится на заниженную (переживания по любому поводу) и завышенную (желание доминировать во всем).

Уровень притязаний психологи тоже подразделяют на два типа: адекватный и неадекватный. Неудивительно, что высоким уровнем притязаний зачастую обладают субъекты, имеющие неадекватную оценку собственной значимости.

Обязательно почитайте:

Как успокоить нервную систему: эффективные способы контроля при сильном стрессе

Люди, низко оценивающие свои способности, редко ставят перед собой значительные цели, следовательно, имеют заниженный уровень притязаний.

Притязания в свете реальных возможностей

Американские психологи-ученые разработали теорию, согласно которой индивидуумы, мотивируемые на успешное завершение цели, ставят задачи, которые они выполнят удачно. Такие люди смелы, решительны и стремятся добиться успеха в любом положении. Они способны мобилизовать собственные внутренние ресурсы и акцентировать внимание только на достижении поставленных задач.

Абсолютно по-другому ведут себя люди, которые от любых действий ждут неудачи. Их главная цель — избежать неуспеха. Люди, с самого начала настроенные на провал, неуверены в своих действиях. Они не верят в собственные силы. Ожидая критики, они с осторожностью делают каждый шаг. В результате они не получают удовольствия от своих действий и не верят в возможный успех.

Можно сказать, что у них определяется реалистичный Уровень притязания личности. Люди, готовящиеся к неудаче, чаще всего имеют высокие или сниженные притязания.

В поведении нереалистичные притязания проявляются выбором трудоёмких или облегченных задач, неуверенностью и тревожностью.

Такие люди избегают соревновательных моментов, они чаще ошибаются и не способны критично оценить полученный результат.

Классификация

В психологии выделены 2 вида уровня притязаний (УП), которые подразделяют по 2 типам.

Виды:

  • Частный — относится к желанию быть успешным в конкретной сфере жизнедеятельности (профессиональная деятельность, спортивная карьера, личная жизнь).
  • Общественный — относится ко всем сферам жизнедеятельности.

Типы:

  • Адекватный — когда цели соответствуют возможностям.
  • Неадекватный, который подразделен на 2 подтипа:
  1. Заниженный. Пример: блестящий ученик не подает документы в престижный ВУЗ, боясь неудачи при поступлении.
  2. Завышенный. Пример: ребенок, плохо знающий предмет, уверен, что заслуживает высокую оценку, не предпринимая каких-либо действий для ее получения.

Выражение индивидуальности

Притязания – это отличный вариант обозначить собственную позицию по какому-то значимому вопросу. Каждый человек хочет признания от окружающих, быть уникальным и неповторимым.

Развитие имеющихся талантов и способностей способствует общему становлению личности, наступлению ее зрелости, помогает взрастить столь нужную и необходимую ответственность за совершаемые действия. Наши поступки по отношению к самому себе не менее ценны, чем те, что относятся к остальным людям.

Ближайшее окружение зачастую помогает сформировать определенный взгляд на вещи, выбрать для себя необходимое направление.

Уровень притязаний полностью находится под ответственностью самой личности. Если человек не захочет, никто не сможет ему помочь сделать правильный выбор. Нельзя прожить жизнь за своих близких, навязать им определенный стереотип мышления. Всякому необходимо чувствовать, что с его мнением считаются, учитывают его при возникновении сложных вопросов.

Что характеризует понятие

По мнению ряда известных психологов, изучающих понятие как психологическую категорию, УП характеризуется стремлением личности добиться успеха во всех сторонах собственной жизни (личностных отношениях, значимости в глазах окружающих, профессиональной деятельности, материальном благополучии).

Основа адекватного уровня притязаний — постановка достижимых целей и задач, способность трезво оценивать собственные возможности.

УП характеризуют следующие понятия:

  • степень трудности поставленной цели;
  • определение дальнейших задач;
  • ощущение собственной значимости.

Метод эффективной самореализации

Чтобы считать себя счастливым состоявшимся человеком, необходимо полностью реализовать свою природу. Немногие, однако, знают, в чем заключается их индивидуальное предназначение.

Люди порой готовы выполнять ненавистные обязанности, проживать чужие жизни, только чтобы не брать на себя ответственность. И это серьезная проблема. Главный метод эффективной самореализации состоит в том, чтобы найти свою индивидуальную дорогу и набраться смелости идти по ней с гордо поднятой головой.

Связь между самооценкой и уровнем притязаний личности

Оба компонента имеют огромное влияние друг на друга. Завышенное или заниженное мнение о собственной значимости может привести к постановке неадекватных целей в будущем.

Реальная оценка собственных сил и возможностей способствует развитию адекватного УП.

Зависимость понятий имеет достаточно сложный механизм: постепенное снижение самооценки может сначала уменьшить притязания, но достигнув предела, резко пойти на повышение. Человек, устав от постоянного неуспеха в своей деятельности, неуверенности в собственных силах, неожиданно ставит себе высокие цели.

Завышенная самооценка

Человек с завышенной самооценкой:

Источник: https://erekto.ru/karera/prityazaniya-eto.html

Что такое уровень притязаний: уровни самооценки, как определить свой

Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний: высокий и низкий уровень в психологии

Людям свойственно всегда стремиться к достижению целей. Один человек ограничивается мечтами, другой — действует, ставя перед собой определенную задачу и планомерно находя пути решения. Это и называется притязаниями.

Если ориентироваться на расшифровку термина в трудах по психологии, то притязанием является «стремление отдельного индивида получать от жизни блага, которые человек считается достойными себя».

А что такое уровень притязаний? Говоря понятным языком — это внутреннее состояние человека, заключающееся в том, что он имеет права на получение благ, не только материальных, но и моральных.

Низкий УП

Индивид с низким УП:

  • постоянно испытывает неуверенность, тревогу, зависть;
  • ориентируется на мнение окружающих;
  • предъявляет завышенные требования к себе и остальным;
  • мнителен и зануден.

Как определить собственный УП?

Для определения собственного уровня притязаний можно воспользоваться методикой психолога Шварцландера.

Тестирование на основе методики часто применяют при приеме на службу. Человеку дается таблица размерностью 10х3. По горизонтали 10 ячеек и в 3 ячейки по высоте.

Испытуемый должен назвать количество квадратов, которое он сможет заполнить плюсиками за 10 секунд. Свой ответ он записывает в правую верхнюю ячейку первой таблицы.

Например, испытуемый планирует поставить 20 плюсиков.

Засекается время, человек выполняет задание. После остановки секундомера подсчитывается количество реально поставленных плюсиков. Это значение вносится в правую-нижнюю ячейку таблицы.

Испытуемому дается 3 попытки, с каждой попыткой сокращается время тестирования.

Оценка результатов тестирования

Для начала вычислим итоговый уровень по формуле:

УП = [ УП (2) – УД (1) ] + [УП (3) – УД (2) ] + [УП (4) – УД (3) ]

Где УП – Уровни притязания в пробах 1,2,3, а УД соответственно уровни достижения в этих пробах.

Результат сравните с этими данными

≥ 5 – нереально высокий уровень притязаний;3–4,99 – высокий уровень притязаний (внутри нормы);1–2,99 – умеренный уровень притязаний (внутри нормы);-1,49–0,99 – низкий уровень притязаний;

≤ -1,50 – нереально низкий уровень притязаний

И помните самооценка не равна уровню притязаний, но чем адекватнее будет самооценка, тем адекватнее будет уровень притязаний. Иначе говоря человек с нереально завышенным УП будет браться за самые амбициозные проекты и дела и чаще всего терпеть в них провал и неудачу.

Самооценка личностных качеств

То, как субъект относится к себе и собственному месту среди других индивидов, имеет огромное влияние на поведение и настроение. Не существует строгих критериев для оценки личностных качеств, следовательно, определение уровня личностной самооценки является произвольным, творческим процессом.

Самооценку личностных качеств всегда пристально изучают окружающие люди, формируя собственное отношение к человеку. Фразы «слишком самоуверен», «много о себе думает» или «переоценивает свои возможности», услышанные от знакомых, дадут понять, что самооценка чересчур завышена.

Слова «ни в чем не испытывает уверенности», «во всем сомневается» указывают на заниженную оценку личностных качеств.

Как установить УП?

Понятие «уровень притязаний» было предложено психологом Левиным. Ученый и последователи установили, что для формирования УП важными факторами являются успешность или неуспех задуманного дела. При этом значение имеют не сам провал или успешность (как объективный фактор), а чувства индивида.

Достигнув определенного уровня, личность проходит через 3 момента становления:

  1. Определяет цели, которых хочется достичь в будущем.
  2. Выбирает ряд действий, которые приведут к достижению целей (выбор зависит от успешности или неуспеха предыдущих действий).
  3. Самоутверждается или начинает ощущать чувство неуверенности в собственных силах.

Если цель удалось достигнуть, УП сдвигается в сторону увеличения, при ряде неудач притязания могут стать более низкими.

Адекватный уровень УП позволяет человеку ставить перед собой задачи и цели и справляться с их выполнением.

Как определять собственный уровень притязаний?

Определить личный УП поможет метод Шварцландера, который был описан выше. Также можно провести совместную работу с психологом.

Заключение

Проанализировав личный уровень притязаний, можно узнать, совпадает ли с ним самооценка. Узнав результат, субъект сможет либо понизить планку притязаний, либо поднять. Не стоит забывать, что это долгий труд.

Источник: https://Favoritca.com/psihologiya-cheloveka/samorazvitie/cto-takoe-uroven-pritazanij.html

Самооценка и уровень притязаний личности, тест образа. Притязания личности. Определение уровня притязаний

Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний: высокий и низкий уровень в психологии

В этом случае и происходит самое интересное: почему у некоторых людей повышенный показатель притязания, а у остальных заниженный, у некоторых желания вполне адекватные, а у остальных — нереалистичные.

Притязания — это в психологии внутреннее право человека на получении тех либо иных жизненных приоритетов и удовлетворения своих потребностей. В этом случае можно говорить как об успехах в карьере, путешествиях, выгодном банке, так и об успеваемости в школе, институте либо городском собрании.

Независимо от этого выделяются разные уровни притязаний. Высокий уровень притязаний чаще всего характерен для человека с завышенной самооценкой, которая напрямую влияет на уровень притязаний.

До настоящего времени непонятно, самооценка влияет на притязания, либо наоборот — притязания на самооценку, однако связь между этими двумя явлениями точно установлена.

Уровень притязаний характеризуется:

  • уровнем трудности достижения цели и проецирование своих будущих действия;
  • выбор человеком очередного действия и следующей цели, которая возникает в результате переживания успеха либо неуспеха после ряда прошлых действий — притязания в настоящий момент;
  • желаемый уровень своей самооценки — собственное я.

Если человек может ставить перед собой существенные и адекватные задачи, которые соответствуют его возможностям, то это говорит о нормально развитых целях и взглядах.

Особенности фрустрации

Фрустрация — это травмирующие состояние психики, которое возникает у человека в том случае, когда он не может что-то сделать либо думает, что не сможет достичь собственных желаний и целей.

При этом очень часто причиной такого состояния становится слишком высокая, либо наоборот, низкая самооценка, а также завышенные притязания.

В этом случае можно решить проблему, лишь полностью избавившись от своих комплексов, вернув себе уверенность в своих силах и трезвый взгляд на окружающие вещи.

В жизни современного человека присутствует постоянная борьба: за место под солнцем, за свою семью, а также нормальное отношение, успех на работе — такие факторы можно перечислять очень долго. Правильно расставив все свои приоритеты в жизни и цели, избавившись от трудностей с собственной самооценкой, можно получить новую положительную черту характера — самоуважение.

Частный и общий уровень

Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности.

Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.

Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.

Шоколадная диета: результаты за 7 дней и примерное меню

Стремление к увеличению уровня своей самооценки в тех условиях, когда личность свободна в выборе трудности своего последующего действия, приводит к развитию конфликта двух тенденций.:

  • увеличить притязания, чтобы достичь максимального успеха в ситуации;
  • снизить его, чтобы избежать возможной неудачи.

Получение неуспеха либо успеха после достижения (либо недостижения) определённого уровня притязания в результате приводит к его смещению в область более трудных или же лёгких задач. Снижение трудности выполняемой задачи либо повышение уровня после неудачи — атипичное изменение в притязании — сообщает о нереалистичности показателя притязаний и неадекватной самооценки.

Интерпретация результатов

Диагностика уровня притязаний в моторной пробе Шварцландера построена на анализе целевого отклонения. Сопоставляется число крестиков, намечаемое для исполнения, с реально реализуемым в каждой пробе.

Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний УП и уровня достижений (УД):

УП2, УП3 и УП4 – величины уровней притязаний в расстановке крестиков в квадраты каждой из 2-й, 3-й и 4-й проб; УД1, УД2, УД3 – величины уровня достижения в 1-й, 2-й и 3-й пробах соответственно.

Стандарты целевого отклонения:

5 и выше – нереалистично высокий УП;

3 – 4, 99 – высокий УП;

1 – 2, 99 – умеренный УП (внутри нормальных границ);

-1,49 – 0,99 – низкий УП;

-1, 5 и ниже – нереалистично низкий УП.

Высокий реалистичный уровень

притязаний человека может сочетаться с уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных планов.

Если у человека высокий нереалистичный уровень притязаний, то, как правило, он сопровождается фрустрированностью, требовательностью к окружающим, экстрапунитивностью. Лица с таким уровнем притязаний ипохондричны и испытывают трудности в реализации собственных жизненных планов.

Умеренный уровень притязаний

характерен для испытуемых, уверенных в себе, общительных, не ищущих самоутверждения, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и соизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого.

Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу. У лиц с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность.

Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой. Неадекватность уровня притязаний может приводить к дезадаптивному поведению, неэффективности какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях.

Занижение уровня притязаний, развивающееся вследствие дефицита социально значимого успеха, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей.

Коррекция уровня притязаний должна быть направлена на согласование представлений о желаемом результате с возможностями и способностями человека. Закрепление этого согласования в конкретной успешной деятельности повышает адекватность уровня притязаний.

Источник: https://gabysheva.ru/samorazvitie/irrealnost-prityazanij-eto.html

Самооценка личности

Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний: высокий и низкий уровень в психологии

Самооценка личности, являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей.

Самооценивание человека представляет центральное образование личности, а также демонстрирует социальную адаптацию индивида, выступая регулятором его поведения и деятельности. Самооценивание связывают с самоуважением.

Уважающие себя личности имеют независимую линию поведения, более уравновешенны и не агрессивны. В привычном понимании для человека, самооценка – это оценивание личности самого себя.

Формирование самооценки личности

Самооценка личности развивается в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В существенной мере от социума зависит, как человек будет себя оценивать. Немаловажную роль в формировании самооценки личности занимают оценки окружающих людей, а также личные достижения индивида.

В психологии под самооцениванием понимают представление индивида о значимости своей личной деятельности среди других индивидов, а также оценивание себя и личных качеств, чувств, достоинств, недостатков, выражение их закрыто или открыто.

Самооценку личности относят к устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее очень трудно изменить, поскольку она формируется в раннем детстве и зависит не только от врожденных факторов, но и от обстоятельств в жизни.

Значимое влияние на нее производит отношение окружающих, поскольку самооценка формируется вследствие непрерывного сравнения себя с другими людьми.

Чтобы преодолеть себя, следует бросить трезвый и смелый взгляд внутрь себя, изучить свой темперамент, характер, другие психологические свойства, необходимые в межличностном взаимодействии.

Изучение самооценки личности

Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:

– регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

– защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

– развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.

Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.

Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь – это затяжная борьба с самим собой.

Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях. Человек, который познал самого себя, превращается в другого человека.

Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.

Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.

Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).

Самооценка и уровень притязаний личности

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний это уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин  всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

Явно завышенная самооценка личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех».

Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей.

Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.

Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими.

Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам.

Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности.

Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость.

Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.

Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей.

Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни.

Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье.

Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.

Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.

Уровни самооценки личности

Для определения самооценки школьников начальной школы используют методику «Лесенку». Целью этой методики является выявление уровня самооценки личности. На листе бумаги следует нарисовать лестницу из 10 ступенек, предварительно ее пронумеровав.

Показывая малышу лесенку, необходимо объяснить, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие девочки и мальчики. На второй чуть получше, а вот уже на верхней ступеньке находятся самые добрые, хорошие и умные девочки и мальчики. Спросите у ребенка, на какую ступеньку поставил бы он себя.

Предложите ему на этой ступеньке нарисовать себя. Если ребенку трудно изобразить человечка, предложите нарисовать 0.

Обработка результатов:

1-3 ступенька – это низкий уровень (заниженная самооценка);

4-7 ступенька – это средний уровень (адекватная самооценка);

8-10 ступенька – это высокий уровень (завышенная самооценка).

Интерпретация результатов методики

Низкий уровень самооценивания показывает, что личность неуверенна в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле.

Средний уровень самооценки личности  показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела.

В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков.

Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная.

Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей.

Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль. Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/samootsenka-lichnosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.